Обратное влияние: Извержения климата

Не только вулканы влияют на климат, но и наоборот: с ростом температуры извержений становится больше.

В том, что извержения способны вызывать климатические изменения, никто не сомневается. Супервулканы, отправляющие в стратосферу многие тонны пепла, могут влиять на климат в глобальном масштабе. Но оказывается, возможно и обратное влияние: немецкие и американские ученые обнаружили свидетельства тому, что климат может менять активность вулканов.

Это нечто новенькое! Однако исследователи Гарвардского университета совместно с центром GEOMAR знают, о чем говорят: на их стороне — результаты анализа вулканических отложений за последний миллион лет.

Сама работа началась более десяти лет назад и сконцентрировалась на интенсивных исследованиях вулканов Центральной Америки. «Среди прочих свидетельств мы имеем образцы древних слоев вулканического пепла, которые позволили реконструировать историю извержений за последние 460 тысяч лет, — говорит один из авторов работы. — И в них выделяются периоды, в которые извержений было намного больше, чем в остальные».

Таким образом, в образцах можно проследить, как менялась вулканическая активность за это время. Когда ученые сравнили ход этих изменений с имеющимися данными климатической истории, совпадение было поразительным. Периоды высокой вулканической активности следовали за ростом температуры и таянием ледников — точнее говоря, за циклами Миланковича, которые показывают периодические колебания количества солнечного света, достигающего поверхности Земли, и связаны с особенностями движения планеты по орбите.

Дополнительные исследования ученые провели уже с образцами, поднятыми со дна Тихого океана. Они позволили заглянуть в прошлое уже на 1 млн лет — и открыли ровно такую же картину. Осталось лишь предположить, чем объясняется возможное влияние.

По мнению авторов, причиной всему — глобальный рост температуры, который приводит к быстрому таянию континентальных ледников и увеличению уровня океана. Масса континентов в результате становится меньше, а масса воды, давящая на плиты океанского дна, напротив, растет. Земная кора испытывает напряжение и деформации, что открывает в ней новые «слабые места», поддающиеся под давлением восходящих потоков магмы.

Кстати, в периоды глобального похолодания роста вулканической активности не наблюдается. Ученые полагают, что причиной тому — более медленное протекание этого процесса, так что не создается достаточно сильного напряжения земной коры.

По пресс-релизу Geomar