Возможно, гомосексуальность достается человеку от родителей, хотя и не передается генетически.
Наследственный гомосексуализм: Внегенетический код

На первый взгляд, естественный отбор гарантирует быстрое вымирание любой гомосексуальной активности, ведь она не дает преимуществ при передаче генов новым поколениям. В самом деле, пока все попытки обнаружить какие-то определенные «гены гомосексуальности» не приносят никакого результата.

Возможно, дело вовсе не в генах — точнее говоря, не в их наборе, а в их регуляции? Чтобы разобраться с этой проблемой, калифорнийские биологи из команды Уильяма Райса (William Rice) провели анализ огромного количества литературы и исследований по теме. И в итоге предложили такую картину.

Известно, что от матери зародыш получает только Х-хромосому, и пол его зависит от случайного перемешивания отцовских генов. Если от отца попадет Y-хромосома — будет мальчик: ее гены обеспечат развитие семенных желез, а те — синтез мужских гормонов, прежде всего тестостерона, который начинает обнаруживаться уже с 8-й недели внутриутробного развития. Все просто: нет Y-хромосомы — нет тестостерона — нет мужчины.

Впрочем, как замечают авторы, всё и вся в половом развитии тестостерон не объясняет.

Активность генов зародыша регулируется под действием целого набора гормонов, причем гормональный фон в матке определяется деятельностью организмов и плода, и матери. В итоге свое количество тестостерона получают в утробе и будущие девочки — из собственных надпочечников, из плаценты и из эндокринной системы матери. Более того, уровень тестостерона у них на определенных этапах развития бывает не меньше, чем у будущих мальчиков. В некоторых случаях он может быть даже большим, чем у некоторых мальчиков, — и не приводить ни к каким аномалиям развития или поведения.

В этой связи внимание ученых привлекли работы, показывающие, что зародыши разных полов реагируют на действие гормонов по‑разному: девочки к тестостерону менее чувствительны, чем мальчики. Ученые предположили, что различная чувствительность к гормонам обеспечивается эпигенетическими особенностями — теми, которые касаются не структуры генов, а их состояния. Например, химически модифицированные участки гена, определяющие его активность, могут передаваться после деления от материнской клетки к дочерним. Такие особенности регуляции, передаваясь между множащимися клетками зародыша, и могут определять характер его реакции на гормоны.

Эпигенетические изменения, как правило, затрагивают несколько поколений клеток, однако известны случаи и передачи их следующим поколениям организмов. По мнению Райса и его коллег, такой механизм может обеспечивать и развитие гомосексуализма. Представьте, к примеру, что эпигенетически наследуемые модификации ДНК по каким-то причинам не «обнулились», а передались плоду от матери. Тогда мальчик, получивший нормальную Y-хромосому, оказывается мало чувствителен к действию тестостерона, что приводит к тому, что развитие его сексуальности идет по не совсем обычному пути.

В итоге до 8% населения Земли имеют гомосексуальные наклонности, и хотя «генов сексуальности», повторим, пока не обнаружено, «что-то генетическое» в этом есть. Статистика показывает, что гомосексуализм чаще встречается у членов одной семьи, а если один из идентичных близнецов гомосексуалист, то второй будет им с вероятностью на 20% выше.

По публикации ScienceNOW