Лечение личинками: Отвратительная польза

Личинки насекомых способны не только съесть мертвую плоть, но и подавить иммунную реакцию живой.
Лечение личинками: Отвратительная польза

Личинки насекомых — не лучшее, что можно пожелать для обработки глубокой раны. Однако польза такой обработки известна с древности: личинки замечательно объедают мертвую ткань, не позволяя развиться нагноению. Усиливается приток кислорода, заживление происходит быстрее и оставляет меньше рубцовой ткани. Поэтому, несмотря на отвратительность процедуры, личинки насекомых используются медициной многих народов мира, их применяли солдаты во время наполеоновских и обеих мировых войн.

В Первую мировую американский военный хирург Уильям Бейр (William Baer) обратил внимание на то, что этим эффект не исчерпывается. В ранах солдат, которых «лечили личинками», практически не развивались воспаления и опухоли, поражавшие остальных раненых практически поголовно. Это важное открытие вскоре отошло на второй план в связи с триумфальным появлением антибиотиков, однако к концу прошлого века распространение устойчивых к ним бактерий заставило медиков с новым внимание обратиться к опыту «доантибиотиковой эры». В 2004 г. американское агентство FDA одобрило личинкотерапию в качестве официально признанного метода лечения.

В ходе использования этой терапии стали появляться сообщения о том, что она снижает и воспаление, хотя до сих пор с должной аккуратностью они не проверялись. Первыми проделали это нидерландские медики под руководством Гвендолин Казандер (Gwendolyn Cazander). Ученые собрали выделяемый личинками секрет, продезинфицировали его, добавили в образцы крови здоровых людей — и зафиксировали уровень белков системы комплемента, которая участвует в иммунном ответе организма и развитии воспалительных процессов.

Оказалось, что у всех образцов крови, обработанных секретом личинок, содержание этих белков резко падает — в одном случае даже на 99,9%. Изучив реакцию внимательнее, ученые обнаружили в такой крови фрагменты белков комплемента С3 и С4, что, видимо, говорит о том, что эти белки были разрушены воздействием каких-то веществ в выделениях личинок. Повторив эксперимент с кровью пациентов, у которых в ходе восстановления после хирургических операций развилось воспаление, авторы показали, что содержание белков комплемента можно снизить на 19−55%.

Интересно, что этот эффект сохранялся после целого дня, целой недели и даже месяца хранения секрета личинок при комнатной температуре, а после кипячения он даже возрастал.

Сама по себе способность этих плотоядных личинок подавлять иммунный ответ не должна удивлять, ведь тем самым они сами защищаются от атак организма хозяина. Однако какой именно компонент их секрета вызывает такую реакцию, и как он действует — еще предстоит выяснить.