Гены свинства: Родственники по болезням

Завершено секвенирование генома домашней свиньи: эти животные и вправду очень близки к нам, в том числе и по генетически обусловленным болезням.
Гены свинства: Родственники по болезням

Полному секвенированию — установлению последовательности ДНК — подвергся геном свиноматки породы дюрок и десятка диких свиней из разных регионов Европы и Азии. Выяснилось, что животные эти отличаются не только подходящими для мясной промышленности параметрами, в сутки набирая до килограмма, но и большим сходством с человеком. Если говорить точнее, в геноме их обнаружены 112 мутаций, точно тех, которые у нас связывают с развитием ожирения, диабета, дислексии, болезней Паркинсона и Альцгеймера. Это делает свиней отличными моделями для медицинских исследований и испытаний.

Удивительное сходство домашних свиней (Sus scrofa domesticus) с человеком проявляется даже на анатомическом уровне и на уровне физиологии, что уже сделало их популярными исследовательскими моделями. Сердечные клапаны свиней даже пересаживают больным, у которых их работа нарушена. Теперь же свиньи могут уверенно воцариться и на территории генетических исследований.

Секвенирование их генома позволяет надеяться и на дальнейшее «усовершенствование» свиней, которое может зайти куда дальше десятков тысяч лет искусственного отбора животноводами. Ученые уверены, что прямая манипуляция с генами надежнее и безопаснее приведет к созданию пород, еще быстрее набирающих вес, приносящих больший приплод или устойчивых к новым болезням и паразитам. По крайней мере, уже сейчас с помощью генетических тестов удалось выявить свиноматок, особенно предрасположенных к этим важным усовершенствованиям.

Сравнение геномов домашней свиньи и диких свиней Евразии показало, что все они произошли от общего предка около 1 млн лет назад, еще до того, как человек мог оказать на этот процесс существенное влияние. С тех пор расхождение зашло так далеко, что фактически речь можно вести о двух подвидах — европейском и азиатском. Около 20 тыс. лет назад поголовье и разнообразие их резко упало (возможно, в результате глобального похолодания), а еще позднее они были одомашнены в ближней и юго-восточной Азии.

Интересные наблюдения принесли и сравнения генома домашней свиньи с геномами человека, мыши, лошади и собаки. Свиньи оказались настоящими чемпионами по обонянию: разнообразных генов чувствительных рецепторов у них больше, чем у всех остальных. Они способны различать такую гамму запахов, о которой и нам, и собакам остается лишь мечтать. При этом обоняние их очень «кособоко»: чтобы иметь возможность питаться всем подряд, свиньи практически потеряли чувствительность к целому ряду обычных для нас запахов.