Исследование мозговой активности рэперов во время музыкальной импровизации открыло некоторые тайны творчества.
Рэп под томографией: Искусство мозга
Майк Игл - один из первых фристайлеров, читавших импровизацию в томографе

Одно из самых высоко котируемых умений рэпера — импровизация, речитатив, рождающийся на ходу, фристайл. Состязания фристайлеров — баттлы — наблюдают тысячи поклонников. А вот американские исследователи во главе с Алленом Брауном (Allen Braun) наблюдали за 12 фристайлерами, которые согласились с ними сотрудничать, в томографе.

Их мозговую активность контролировали также и во время простого чтения известных текстов. Затем эти данные сравнивались с активностью в ходе импровизации, так что авторам удалось вычленить именно ту активность, которая связана с творческим напряжением, сопровождающим импровизацию. Сходную работу, кстати, проводил нейрофизиолог Чарльз Лимб (Charles Limb), исследовавший активность нейронов у мастеров джазовой импровизации.

Результаты в обоих случаях достаточно сходны. Музыканты в моменты творчества демонстрировали пониженную активность в дорсолатеральных частях префронтальной коры (DPC) — и повышенную в медиальных. Области с пониженной активностью осуществляют регуляцию и высший контроль над деятельностью мозга. «Думаем, что расслабление «управляющего центра» позволяет расфокусировать внимание и бесконтрольно проявляться бессознательным процессам», — говорит Браун.

Ученый добавляет, что это заявление противоречит некоторым другим результатам, согласно которым с творчеством должно быть связано как раз обратное — активизация нейронов DPC. По его мнению, расхождение связано с постановкой экспериментов, точнее говоря, с выбором той или иной деятельности в качестве творческой — и, конечно, именно собственный выбор кажется ему наиболее мотивированным.

В самом деле, работу команды Брауна поддерживают их коллеги во главе с Рексом Юнгом (Rex Jung), которые обнаружили обратную зависимость между развитостью некоторых частей DPC и степенью креативности личности, измеренной тестами. Это действительно согласуется с результатами Брауна: менее развитые участки менее активны в контроле, позволяя творческим процессам развиваться свободнее.

Эти результаты имеют и еще одно интересное следствие. Талантливые музыканты, художники, поэты, ученые нередко говорят, что по‑настоящему высокие идеи, мелодии, картины, стихи приходят к ним как бы извне, целиком, и их «остается лишь записать». Такое вполне объяснимо с точки зрения работ Брауна и Юнга: при подавленном контроле со стороны сознания творец выпускает на волю неосознаваемые процессы и силы собственного мозга. Все происходящее происходит за границей сознания и достигает его уже практически в готовом виде.

По публикации Nature News