Сыновья в голове

Следы «мужской» ДНК – видимо, оставшиеся после вынашивания мальчика – сохраняются в организме женщины до конца жизни. Они обнаруживаются даже в мозге.
Теги:
Сыновья в голове

И хотя о том, «полезно» или «вредно» это для женщин, говорить пока рано, ученые уже показали, что у тех из них, содержание «мужской» ДНК в мозгу которых повышено, риск развития болезни Альцгеймера в старости оказывается заметно ниже. Впрочем, начнем с начала.

Во время беременности организмы матери и плода связаны так тесно, что между ними идет прямой обмен клетками и фрагментами ДНК. Показано, что клетки зародыша обнаруживаются в пробах крови и костной ткани матери десятилетия спустя после родов. Это явление называется фетальным микрохимеризмом, и для женщины оно одновременно и благо, и наказание. С одной стороны, свежие клетки плода стимулируют восстановительные процессы и работу иммунной системы ее организма. С другой же, как полагается, могут вызывать аутоиммунные реакции.

В ходе исследований на лабораторных мышах такие «следы» выношенного ребенка удавалось обнаружить даже в святая святых организма, в его тщательно защищаемом мозге. А недавно Джей Ли Нельсон (J. Lee Nelson) с коллегами подтвердили то же и для женщин. Собрав пробы мозга у 59-ти умерших естественной смертью пациенток в возрасте от 32 лет до 101 года, они провели в них поиск ряда генов, имеющихся лишь в Y-хромосоме человека — то есть, той, которую прекрасный пол не имеет. И в 63% такие гены обнаружились (к сожалению, ученым не удалось раздобыть достаточной информации о прошлых беременностях своих «пациенток»), причем в самых разных областях мозга.

Ученые заинтересовались и еще одним вопросом. Дело в том, что, по некоторым данным, риск развития болезни Альцгеймера возрастает с ростом числа перенесенных женщиной беременностей. Авторы просмотрели свои образцы на предмет признаков нейродегенеративных нарушений, и выяснили, что из 59-ти женщин они имелись у 33-х, причем у них содержание «мужской ДНК» оказалось ниже, чем у 26-ти, следов Альцгеймера не имевших.

Значит ли это, что ДНК плода каким-то образом защищает мозг от нейродегенеративных процессов? Однозначно ответить пока нельзя, хотя подозрения такие, конечно, закрадываются. Тем более что в прошлом году американский кардиолог Хина Чондри (Hina Chaudhry) с коллегами обнаружили, что у мышей клетки плода, мигрируя в организм матери, достигают и сердца, где успешно растут и дифференцируются, превращаясь в полноценные взрослые клетки сердечной мышцы, обновляя ее. Почему бы чему-то похожему не происходить и в мозге? «Готова поспорить, что эти клетки, попадая во взрослый мозг, могут дифференцироваться в новые нейроны», — говорит Хина Чондри.