На Марсе, на берегу ручья...: Следы минувшего

Марсоход Curiosity обнаружил на Красной планете ложе высохшего ручья. Нужны ли еще доказательства того, что в прошлом Марс был достаточно влажной планетой?

Размер и расположение фрагментов породы, сфотографированной Curiosity поблизости от места посадки, позволили ученым сделать выводы о том, что они обусловлены жидкостью, текшей со скоростью почти 1 м/с потоком «глубиной по щиколотку или по колено». Несмотря на то, что ранее мы видели массу иных свидетельств тому, что некогда воды на Марсе было предостаточно, такое прямое указание обнаружено впервые.

Снимки сделаны марсоходом между северной границей кратера Гейла и возвышающейся в его центре горы Mount Sharp. Наличие здесь фрагментов гальки ранее показывали снимки, сделанные с орбиты, теперь же стало ясно, что они представляют собой аллювиальные отложения, нанесенные когда-то не слишком глубоким разветвленным потоком с ближайших высот.

Достаточно округлая, «обточенная» форма отдельных камешков показывает, что воздействие текущей воды на них было достаточно длительным. Возможно, они принесены с вершины границы кратера, где расположен известный сухой канал Peace Vallis. Судя по расположению камней, поток воды вытекал из него непрерывно достаточно долго, либо регулярно возобновлялся в течение длительного времени.

Открытие сделано при обследовании камерой марсохода двух заранее заинтересовавших ученых залежей гальки, которые получили рабочие названия Hottah и Link. Размеры камней в них варьируют в пределах от песчинки до мячика для гольфа, многие из них остроугольные, но немало и основательно сглаженных течением. Таким образом, формы камней показывают, что они обтачивались из-за соударений при перемещении, а размеры — что это не мог сделать ветер.

Теперь инструменты Curiosity, видимо, будут использованы для анализа химического и минералогического состава гальки и окружающих отложений. Однако основной целью марсохода остается склон горы Mount Sharp в центре кратера Гейла: глинистые и сульфатсодержащие минералы, наличие которых здесь показано орбитальными наблюдениями, могли стать неплохими «хранилищами», в которых способны сохраняться органические соединения, следы жизни, если она некогда была на Марсе.

По пресс-релизу NASA