Желание наказать обидчика — даже ценой лишения определенных благ — стимулируется не столько чувством мести за неприемлемое поведение, сколько обидой за попранную справедливость.
Неприятие несправедливости: Нарушения и наказания

Принято считать, что каждый член социума стремится к собственной выгоде в той или иной форме. Однако существует масса случаев того, что человек легко жертвует этой выгодой ради наказания нарушителя социальных норм.

К примеру, в одном из классических экспериментов добровольцу выдается определенная сумма, частью которой он должен поделиться с другим участником. Однако тот может отказаться от этой доли — если, например, она показалась ему несправедливо маленькой — и в этом случае первый участник теряет всё. Так вот, эксперимент показывает, что в такой ситуации второй вместо того, чтобы принимать любые предложенные деньги (что было бы выгодным для обоих) постоянно будет отказываться от сумм, которые, на его взгляд, нечестно занижены. Он предпочтет не получить ничего — но и наказать своего чересчур жадного напарника.

Такое поведение получило название «неприятием неравенства» (Inequity Aversion). Предполагается, что оно играет важную роль в поддержании жизни человеческих сообществ, обеспечивая эффективность и справедливость любой совместной деятельности, и имеет мало общего с чувством мести за обиду. Однако на практике разделить эти два чувства и показать их разную природу оказалось не так-то просто. Недавно этот вопрос был исследован профессором Николой Раихани (Nichola Raihani): под ее руководством ученые попытались разобраться в мотивациях, которые стоят за чувством мести и неприятием неравенства.

Для это цели с помощью сайта по поиску работы было набрано 560 добровольцев, которым предлагалось сыграть в несложную онлайн-игру. Участники разбивались попарно и получали по определенной сумме денег, после чего одному из них — «нарушителю» — давалась возможность «стащить» у второго 20 центов. Причем эта кража могла привести к трем возможным исходам: либо общая сумма на руках «нарушителя» все равно была меньшей, чем у партнера; либо в итоге она становилась ровно такой же; либо становилась большей, чем у «обворованного».

На следующем шаге пришел черед действовать «обворованному»: он мог, заплатив из своего кармана 10 центов, наказать «нарушителя». Оказалось, что если в первых двух случаях примерно одинаковое число людей решило пойти на наказание (интересно, что изредка наказание было выбрано даже тогда, когда сам «нарушитель» от изъятия 20 центов отказывался), то в случае, когда «нарушитель» получал в итоге больше «обворованного», то число наказаний вырастало более чем вдвое. Получается, что такое поведение мотивируется не столько желанием наказать за неверное поведение, сколько чувством несправедливого разделения благ.

По публикации ScienceNOW