Иная природа ветра: Неземной Сатурн

Погода на Сатурне питается совсем иными механизмами, нежели на Земле: судя по последним данным, основной движущей силой для местных ветров служит собственное тепло планеты, а не энергия Солнца.
Иная природа ветра: Неземной Сатурн

«Тепловую энергию атмосферы крупных планет, таких как Юпитер и Сатурн, могут получать из двух источников — из солнечного излучения и из собственных недр, — говорит астроном Тони Дель Генио (Tony Del Genio), — Непростой задачей стало определить, откуда и сколько именно». Вместе с коллегами Дель Генио использовал данные и снимки, полученные американским зондом Cassini, который продолжает свои беспрецедентные исследования Сатурна и его окрестностей.

В плотной атмосфере этой большой планеты проносятся мощные турбулентные потоки — некоторые из них поднимаются достаточно высоко для того, чтобы оптические и инфракрасные камеры Cassini могли фиксировать их прохождение. Как правило, потоки эти дуют с запада на восток, хотя некоторые имеют и обратное направление.

Чтобы лучше понять их природу, Дель Генио и его коллеги разработали специальную программу, которая может автоматически обнаруживать такие потоки, обрабатывая весь огромный массив снимков, сделанных Cassini в промежуток между 2005 и 2012 гг. Затем программа сама анализирует поведение этих потоков, оценивает его характер и скорость.

В общей сложности таким путем было обработано более 500 снимков, на которых обнаружилось порядка 120 тыс. турбулентных ураганов, которые наблюдались как в верхней тропосфере (где влияние Солнца еще весьма сильно), так и значительно ниже, у кромок аммиачных облаков Сатурна (куда солнечные лучи практически уже не проникают).

Выяснилась главная деталь: максимальной силы и количества ураганы достигают именно на низкой высоте. Это может означать лишь то, что свет Солнца не играет ключевой роли в создании этих потоков. Роль его, по мнению ученых, может играть собственное тепло огромной планеты, которое создает поток водного пара, поднимающегося все выше в атмосферу. Здесь этот пар конденсируется, отдавая тепло и возвращаясь вниз дождем. Тепло же подпитывает мощные турбулентные потоки в атмосфере — иначе говоря, ураганы, сила которых несравнима ни с чем, что происходит на Земле.

Впрочем, главное отличие получается вовсе не в силе турбулентных явлений в атмосфере, а в их механизме: если на Сатурне планета сама их создает, то на Земле главную роль в этом играет, все-таки, разогрев Солнцем.

По сообщению NASA