Посредством виртуальной реальности удалось исследовать особенности того, как люди прячут и разыскивают предметы. Некоторые детали могут удивить и бывалых домушников.
Ученые прятки: Поиски в виртуальности
Реальная и виртуальная «комнаты», использованные в эксперименте

Впрочем, авторы работы, канадские психологи из команды Марсии Спетч (Marcia Spetch) надеются, что их работа поможет не криминальным элементам, а наоборот, позволит повысить безопасность обычных людей, создав более эффективные методики поиска контрабанды или, скажем, потенциально опасных предметов на входе в аэропорт.

Набрав 102 добровольцев, ученые начали эксперимент с обычной комнаты, уставленной обычной мебелью — столами, стульями, компьютерами и т. п. — с темным углом слева от входной двери и окном напротив. Все поверхности были прикрыты более чем 70-ю квадратными ковриками (взгляните на иллюстрацию слева). Участникам предлагалось, оставшись здесь на две минуты в одиночестве, спрятать три карты под одним из ковриков — и за то же время найти карты, спрятанные предыдущими участниками.

Обнаружилось, что добровольцы использовали разные стратегии для сокрытия и поиска: к примеру, человек мог прятать карты посередине комнаты, а искать чужие в углах. Иначе говоря, он ожидает, что другие будут прятать предметы там, где сам он делать этого не станет.

На втором этапе копия этой комнаты была воссоздана в виртуальной реальности, что позволило исследователям гибко и быстро менять расположение мебели, дверей, окон и т. п. И в этих обстоятельствах добровольцы прятали и искали предметы в разных местах, но проявилась и еще одна особенность: искать объекты чаще участники принимались в темных углах, а прятать у окна старались реже. Важно и то, что в рамках подобной активности наш мозг не различает реальность и виртуальность — поведение в обоих обстоятельствах одинаково.

Почему люди обычно ищут не там, где прячут сами, остается загадкой. Одно из возможных объяснений состоит в том, что эти два типа поведения контролируются разными областями мозга. Для проверки этой версии можно было бы фиксировать активность нейронов у добровольцев в ходе прятания и поиска с помощью томографии (такой работы авторы не проделали).

Авторы же работы предлагают, что, раз уж между реальным и виртуальным в плане стратегии сокрытия и обнаружения разницы нет, то можно было бы воссоздавать в виртуальности обстановку реальных мест, потенциально привлекательных для всякого рода террористов, и заранее определять наиболее вероятные места заложения бомб, мин и прочей адской машинерии. Возможно, рано или поздно этот процесс удастся полностью автоматизировать — но это дело далекого будущего. А в ближайшем работу канадцев наверняка возьмут на вооружение разработчики компьютерных игр, многие из которых построены на поиске спрятанных артефактов.

По публикации ScienceNOW