Излучение старой дыры: Редкая вспышка

Проведено наблюдение невероятного по масштабам выброса энергии, произведенного черной дырой в соседней галактике. Такие объекты могут излучать в рентгеновском диапазоне столько, сколько миллионы солнц – во всех диапазонах, вместе взятых.
Излучение старой дыры: Редкая вспышка

Новый ультраяркий источник рентгеновского излучения (ULX) обнаружен с помощью орбитального телескопа Chandra. Такие источники не столь мощны, как активные центры галактик, однако на порядки сильнее любых других звездных источников рентгеновского излучения. Как правило, у каждой крупной галактики имеется один ULX, хотя известны примеры галактик со множеством таких источников, а у нашего Млечного Пути их нет вовсе.

Типичным источником рентгеновского излучения в космосе служит двойная звездная система, в которой молодая крупная звезда находится в паре с останками другой — либо нейтронной звездой, либо черной дырой. Особенно мощные ULX связывают с наличием достаточно крупной черной дыры — считается, что раз одна из компаньонок молода, то и черные дыры близ них тоже молоды. Однако недавняя находка показывает, что это не всегда справедливо.

Исследование связано с обнаружением ULX в спиральной галактике М83, расположенной в 15 млн световых годах от Земли. Астрономы провели сравнения снимков галактики, сделанных Chandra в 2000—2001 и 2010 гг., показав, что находящийся там источник усилил яркость излучения на рентгеновских волнах, по меньшей мере, в 3 тыс. раз, превратившись в полноценный ULX. Такое резкое увеличение яркости — довольно редкое событие, тем более что на архивных снимках, сделанных в 1980—1990 гг. не обнаруживается и следа ULX в этой галактике. Интересно, что в прошлом году в месте этого ULX было показано наличие яркого источника в оптическом диапазоне. Он также не виден на более ранних снимках, сделанных в 2009 г.

Ученые предполагают, что увеличение яркости связано с резким ростом притока вещества в черную дыру. По их мнению, она находится в паре с крупной, но темной и тусклой звездой, красным гигантом. Масса ее оценивается вчетверо меньшей, чем у Солнца, а возраст — более чем в 500 млн лет. Примерно таков же и возраст черной дыры.

Аналогичная находка была сделана в феврале в Галактике Андромеды, где также обнаружился ULX, состоящий из старой красной звезды и крупной черной дыры. Вместе эти свидетельства говорят о том, что ультраяркие рентгеновские источники могут быть двух типов: первые включают молодые и стабильно растущие черные дыры, вторые — более старые, и продолжающие набирать вес «с перебоями», из-за чего яркость таких источников оказывается очень переменчива.

По пресс-релизу NASA