Статистика позволила оценить степень влияния крупнейших городов на музыкальные вкусы всего остального мира. Музыкальным лидером Северной Америки оказалась Атланта, а Европы — Осло.
Музыкальные столицы: Мировые сети моды

Как известно, идеи, мода и вообще мемы распространяются в обществе, подчиняясь тем же законам, что и распространение вирусных инфекций, и существование их можно описывать теми же методами, что используются для описания эволюции живых организмов. Существует множество исследований, авторы которых изучали сети социальных взаимодействий, в рамках которых происходит распространение мемов, и справедливость этого подхода раз за разом подтверждается.

Заинтересовались этой темой и ирландские ученые во главе с профессором Педрейгом Каннингхэмом (Pádraig Cunningham), которые задались целью изучить сети распространения современной музыки. В самом деле, в мире высокой моды законодатели нравов известны — Лондон, Нью-Йорк, Париж, Милан. А кто диктует нам музыкальные вкусы?

Чтобы выяснить это, исследователи проанализировали данные о популярности композиций, собранные статистикой популярного музыкального сервиса Last.fm. В рамках его есть возможность получать информацию с учетом географического положения пользователей — скажем, сравнить наиболее популярные мелодии в Москве и Мельбурне. Ученые провели довольно простой анализ, рассмотрев, в каких городах показатели популярности максимально коррелируют с трендами для целых континентов и общемировыми. В общей сложности исследование охватило более 200 городов и период времени, начиная с 2003 г. — оно включило 60 с лишним миллиардов данных о прослушивании пользователями сервиса.

Статистическая обработка позволила избавиться от шума в этом наборе данных и выделить города-лидеры музыкального вкуса, а затем построить сеть, которая наглядно описывает распространение треков-новинок с самого начала, от законодателей мод ко все новым городам. Результаты получились достаточно интересными.

Оказалось, например, что у разных музыкальных стилей свои законодатели мод: например, в рамках Северной Америки канадский Монреаль лидирует в инди-музыке, а Атланта — в хип-хопе. В Европе эту роль «главного по инди» играет Париж, тогда как в целом законодателем музыкальных мод следует признать норвежский Осло.

Вскрылись и другие любопытные закономерности. К примеру, выявились города, жители которых обладают очень близкими музыкальными пристрастиями — однако при этом в сети эти города друг с другом не связаны. Такие пары представляют Портленд и Сан-Франциско, Краков и Варшава, Бирмингем и Манчестер.

Логично было бы предположить, что крупнейшие города чаще составляют базовые узлы сети — в них больше население, и чаще появляются новые интересные группы, музыканты и идеи. Однако это оказалось не так: самые большие мегаполисы, такие, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес или Лондон, не сумели возглавить этот «модный рейтинг».

Впрочем, существуют ли на самом деле закономерности, подмеченные Каннингхэмом и его коллегами, еще большой вопрос. Люди сильны в подмечивании закономерностей даже там, где их не существует. Идеальной проверкой гипотезы будет оценка ее предсказательной силы — например, способность предугадать развитие музыкальных мод хотя бы на ближайшую перспективу. Этим авторы и обещают заняться — а мы пока можем в числе первых послушать музыку, которая станет популярной у нас лишь спустя определенное время. Настраивайтесь на Атланту и Осло.

По публикации MIT Technology Review / Physics arXiv Blog