Туманный магнетизм: Клюв в деталях

Обнаруженные в клювах голубей насыщенные железом клетки, казалось, решили вопрос о том, как эти птицы ориентируются в магнитном поле. Однако новое исследование снова покрывает все туманом.
Туманный магнетизм: Клюв в деталях

Проблема ориентации птиц и других животных в магнитном поле Земли завораживает ученых. В самом деле, фактически, это чувство, совершенно недоступное нам — и у голубей их обеспечивают, как считалось, специализированные клетки, расположенные в клюве и насыщенные частицами железа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако британский исследователь Дэвид Кийс (David Keays) с коллегами опровергли эту гипотезу: они показали, что клетки эти, на самом деле, не связаны с нервной системой и являются особыми белыми кровяными тельцами, макрофагами. «Загадка того, как эти птицы чувствуют магнитное поле, снова стала загадкой», — резюмирует Кийс.

Ученый поясняет, что поначалу они, конечно, хотели лишь показать, что «магнитные» клетки являются высокоспециализированными нейронами. «Совершенно неожиданно мы обнаружили тысячи макрофагов, внутри каждого из которых находится крохотный железный шарик», — говорит он.

Макрофаги — белые кровяные тельца, играющие ключевую роль не только в защите от патогенных агентов, но и в вовлечении атомов железа из погибших эритроцитов в новый цикл использования. Вместе с тем, крайне маловероятно, что они могут каким-либо образом участвовать в создании у птицы «чувства магнетизма»: макрофаги просто неспособны производить электрический сигнал, подходящий для нервной системы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно и то, что у разных голубей ученые обнаружили достаточно широкий разброс в распределении и количестве этих «железных макрофагов»: у одних их число не превышало 200, у других оказалось более 100 тыс.

В итоге вопрос о механизме магнитной навигации у голубей становится еще более запутанным. «Мы просто не можем себе представить, как сложить этот паззл или как вообще должна выглядеть окончательная картина, — говорит Дэвид Кийс, — Но, по крайней мере, мы избавились от тех деталей, которые точно не подойдут».