Проба пульсаром: Точный инструмент

Если нам повезет, поблизости от активного центра нашей галактики имеется пульсар, и он позволит исследовать пространство-время и следствия Общей теории относительности.
Проба пульсаром: Точный инструмент

По современным представлениям, пульсары представляют собой быстро вращающиеся нейтронные звезды. Так это или нет, но пульсируют они с поразительно точной периодичностью, так что некоторое время после открытия подозревалось, что эти всплески имеют искусственное происхождение. Именно такая точность позволяет надеяться, что пульсар послужит замечательным инструментом для изучения пространства-времени в окрестностях сверхмассивной черной дыры, которая, как считается, имеется в активном центре нашей галактики.

Регулярные всплески пульсара позволяют отслеживать его движение в тысячи раз точнее, чем для обычной звезды. Это позволило Джиму Кордесу (Jim Cordes) предложить поискать такой пульсар поблизости от центра Млечного Пути. Его траектория позволит в точности оценить искажения пространства-времени, которые, согласно Общей теории относительности, создает колоссальная масса сверхмассивной черной дыры.

Напомним, что, согласно ОТО, пространство и время существуют в виде неразделимого единого континуума, прямолинейность геодезических линий которого искажает присутствие массивного тела. Весьма ярко этот эффект, конечно, должен проявляться в окрестностях такого тяжелого объекта, как сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути, масса которой оценивается почти в 4 млн масс Солнца.

За движением звезды ученые следят, фиксируя созданные эффектом Доплера изменения частоты испускаемого ей излучения. Для пульсаров с их постоянством можно использовать другой метод, позволяющий измерить скорость намного точнее. Для этого достаточно регистрировать колебания периодичности приходящих к нам всплесков, что можно сделать с точностью до миллисекунд. Таким образом Кордесу с коллегами и надеется составить «карту» гравитационного поля вокруг черной дыры.

Пока что ни одного пульсара в нужной области галактики неизвестно. Однако ученые намерены провести поиск, а пока разобрались, какой именно пульсар был бы идеальным для их целей. Для достижения максимальной точности измерений он должен излучать с частотой несколько сотен раз в секунду, т. е. относиться к классу миллисекундных пульсаров. С другой стороны, миллисекундные пульсары, излучающие, в основном, в радиодиапазоне, слишком трудно наблюдать из-за экранирования их излучения газом и пылью, обильно окружающих центр галактики. Так что если обнаружить его не удастся, ученые намерены поискать и более медленные, секундные пульсары. По их мнению, уже имеющихся современных радиотелескопов для подобной работы будет вполне достаточно.