
Объектом исследования ученых из группы работающего американского профессора
Связь эта направлена именно от статуса к генам: при изменении положения самки в иерархии экспрессия соответствующих генов изменялась в течение нескольких недель. Более того, авторы в остроумных опытах сумели, зная лишь активность этих генов, заранее определить положение их носителя в иерархии.
Работа была проделана на макаках, обитающих в исследовательском центре небольшими группами, состоящими всего из пяти членов. Разумеется, обезьяны в каждой группе быстро образовывали доминантную иерархию, определяющую порядок получения всевозможных радостей жизни — пищи, воды, партнеров для спаривания и груминга. В неволе, как в школе, на положение в иерархии существенное влияние оказывает время появления животного в клетке: новички сперва оказываются на самом социальном дне. В природе такое вряд ли случается, поскольку самки резусов, как правило, не покидают группы, в которой были рождены, и обычно перенимают социальный статус от матери.
Предыдущие исследования доказали тот очевидный факт, что статус обезьяны влияет на физиологические элементы, связанные со стрессовым ответом — прежде всего, на нервную и иммунную системы. На сей же раз ученые вели мониторинг
«Отпечаток», который социальный статус накладывает на генную активность, оказался настолько ясным, что ученые сумели провести и обратный эксперимент. Оценив уровень экспрессии тех же 987-ми генов, они смогли предсказать положение соответствующей обезьяны в иерархии.
«Когда в силу разных причин из разных вольеров пришлось удалить нескольких животных и подселить на их место новых, — говорит профессор Гилад, — Это привело к резкому повышению статуса «старожилов». Мы смогли ясно проследить вызванные этим изменения в активности генов». Это лишний раз доказывает, что не изменение активности этих генов ведет к изменению в статусе, а ровно наоборот — изменение статуса влияет на генетическую активность, причем влияние это проявляется достаточно быстро.
По пресс-релизу