Играя в сетевые шутеры от первого лица, выбирайте в команду лучших друзей: вместе вам никто не страшен.

Постер на выход игры Halo: Reach
Концепт-арт к игре

Все знают, как важен для победы пресловутый «командный дух»: считается, что дружба, высокий уровень поддержки и налаженное взаимопонимание между членами группы позволяет ей, как целому, действовать гораздо более эффективно. Вместе с тем, реальных исследований, доказывающих это утверждение, ставшее догмой для отделов персонала, на удивление мало. Большинство работ в этой области посвящено таким темам, как организация рабочего пространства и прочим способам достижения эффективной работы команды.

И вот недавно Уинтер Мейсон (Winter Mason) и Аарон Клозэ (Aaron Clauset) подошли к проблеме с нужной стороны. Они рассмотрели поведение участников многопользовательской сетевой игры-шутера Halo: Reach, правила которой предлагают игрокам объединяться в команды.

Авторы провели небольшой опрос сотни игроков, предлагая им оценить собственную манеру игры, уровень игры группы и других ее участников. Имелась у них и информация о наличии дружеских отношений между членами группы — если, конечно, таковые имелись. Затем они провели оценку около 2,5 млн игровых ситуаций, в которых «засветились» участники опроса и их команды. Это и позволило оценить эффективность действий людей, которые состоят в дружеских отношениях, с эффективностью команд, состоящих из незнакомых друг другу участников.

Разница оказалась поразительной. Авторы приводят для примера такую ситуацию. Чтобы уравнять примерный уровень мастерства в двух противоборствующих командах игровой алгоритм порой разделяет друзей, относя их к разным противостоящим друг другу группам. В этом случае друзья нередко начинают действовать в ущерб своей команде: случаев такого «предательства» фиксируется вдвое больше, чем при обычных обстоятельствах.

Находясь же по одну сторону баррикад друзья, действительно, заметно повышают эффективность действий и всей группы, и свою собственную. Такие команды в среднем чаще выигрывают — и эффект особенно заметен, если друзья это обычные, знакомые в жизни, а не только в Сети.

Нельзя сказать, чтобы сделанные учеными выводы были чем-то неожиданным. Однако работа дает неплохую научную основу для общеизвестной истины о «командном духе». Кроме того, выводы действуют и в обратном направлении: по эффективности действий команды можно с высокой достоверностью установить характер личных связей между ее участниками.

По публикации MIT Technology Review / Physics ArXiv Blog