Детальные снимки лунной поверхности принесли потрясающее открытие: еще 50 млн лет назад спутник оставался геологическим активным. При возрасте Луны в 4,5 млрд лет это — практически вчера.

На снимке зонда LRO можно заметить тонкие грабены, пересекающие край совсем небольшого кратера диаметром не более 2,5 км
Грабены образуются в участках, где лунная кора растягивается и стремится вверх
Грабены в базальтовых породах Моря Влажности пересекают 27-ми и 7-метровый кратеры (на врезке отмечены стрелками). Такие небольшие кратеры не могут быть очень древними

На снимках, полученных работающим на окололунной орбите американским зондом LRO, ученые заметили небольшие узкие впадины, трещины, которые свидетельствуют о том, что кора спутника в этих местах еще недавно «вспучивалась». Больше всего они напоминают грабены, формирующиеся в результате тектонических процессов — и таких грабенов на Луне обнаруживается немало по всей ее поверхности.

Один из авторов находки Томас Уоттерс (Thomas Watters) добавляет: «Полагается, что в целом Луна претерпевает долгий процесс сжатия, связанный с медленным остыванием ее — пока еще достаточно раскаленного — центра. Наличие грабенов говорит о том, что в какие-то моменты в определенных участках эти силы, направленные внутрь, оказались слабее сил, стремящихся наружу. Соответственно, силы сжатия не должны быть очень значительны».

Слабость этих сил, сжимающих Луну, позволяет считать, что, в отличие от планет земного типа, Луна никогда не была целиком расплавленным телом, даже на первых этапах своего существования. И более того, изначально расплавленной была скорее ее поверхность, составлявшая океан полужидкой лавы.

Говорит это и о том, что Луна продолжает быть геологически активным телом, или, по крайней мере, была им в самом недалеком будущем. Ведь даже 50 млн лет, в которые оценивается возраст грабенов, для спутника возрастом порядка 4,5 млрд лет — это практически мгновение.

По пресс-релизу Arizona State University