У великана Юпитера обнаружена еще пара лун, которые стали, соответственно, 65-м и 66-м во внушительной команде его спутников.

Снимки телескопа Magellan, на которых видна одна из обнаруженных в прошлом сентябре лун, S/2011 J2. Объект слишком мал, чтобы из изображений можно было извлечь достаточно информации о спутнике, зато видно, как он смещается на фоне неподвижных звезд за те 40 минут, которые прошли между двумя последовательно сделанными фотографиями. Сам Юпитер находится за нижней границей снимков
Оптический телескоп Magellan расположенной в Чили американской обсерватории Las Campanas

Объекты S/2011 J1 и S/2011 J2 стали и самыми маленькими из известных нам спутников Юпитера, в поперечнике их размеры не превышают 1 км. При этом они вращаются на изрядном удалении от планеты, и на полный оборот вокруг нее им требуется, соответственно, 580 и 762 дня.

Честь открытия принадлежит американскому астроному Скотту Шеппарду (Scott Sheppard), работающему с расположенным в Чили оптическим телескопом Magellan обсерватории Las Campanas: наблюдения этих лун он провел еще в сентябре прошлого года. По мнению ученого, новые спутники — лишь первые из найденных нами небольших объектов, многочисленным роем кружащихся на дальних подступах гигантской планеты. Шеппард добавляет: «Скорее всего, спутников такого размера у Юпитера не меньше сотни. Но вплоть до последних лет технологии не позволяли нам обнаруживать столь небольшие и тусклые тела на таком удалении».

После того, как их обнаружение будет подтверждено независимыми наблюдениями (Шеппард надеется, что задача эта будет решена в нынешнем году), он, как первооткрыватель, получит возможность дать им названия, которые будут официально приняты Международным астрономическим союзом. По правилам, названия эти должны быть связаны с римским Юпитером, либо его греческим «собратом», Зевсом. Ученый не без иронии замечает, что при огромном числе уже известных спутников гигантской планеты он может оказаться в сложном положении: судя по всему, все подходящие древнеримские и древнегреческие имена (Европа, Ио, Каллисто, Ганимед и проч.) уже исчерпаны. Он полагает, что, поскольку ожидается открытие еще многих десятков спутников Юпитера, правила, возможно, придется упростить.

Шеппард уверен, что таких небольших объектов должно быть огромное количество и у других планет-гигантов Солнечной системы, Сатурна и Нептуна. Мы лишь не знаем об их существовании, поскольку и Сатурн, и Нептун расположены еще дальше от нас. «Когда будут созданы более крупные и мощные телескопы, — считает он, — мы сможем обнаружить больше таких тел».

Интересно, что и S/2011 J1, и S/2011 J2 являются нерегулярными спутниками, обладающими нехарактерными для этих объектов орбитами, сильно вытянутыми, ретроградными. Это говорит о том, что они не были, как наша Луна, сформированы из обломков своей планеты, а просто пролетали мимо и были захвачены ее притяжением.

В современной Солнечной системе подобное событие — большая, практически невероятная редкость, так что S/2011 J1 и S/2011 J2, видимо, были «перехвачены» Юпитером еще в те далекие времена, когда она была менее упорядоченным местом, с большим количеством беспорядочно движущихся больших и малых тел. Это делает найденные Шеппардом луны особенно интересными для дальнейшего исследования — ведь они являются свидетелями нашего общего прошлого, мало изменившимися с тех далеких времен.

По сообщению PhysOrg.Com