Древняя пара: Старый мир под старыми звездами

Если в звездной системе 16 Лебедя имеется жизнь, то она должна быть намного более древней и мудрой, чем у нас.
Древняя пара: Старый мир под старыми звездами

Тройная звездная система 16 Лебедя расположена всего в 69 световых годах от Земли. Нередко ее можно наблюдать и невооруженным глазом: она включает две звезды солнечного типа и тех же примерно размеров, плюс тусклый красный карлик. Пара аналогов Солнца находятся намного дальше друг от друга, чем Плутон от самого Солнца, так что у каждой из них вполне могут иметься собственные планеты. В самом деле, у одной из них (более тусклой) еще в 1990-х была обнаружена крупная планета (16 Лебедя Bb), размерами побольше нашего Юпитера.

Новые наблюдения 16 Лебедя Bb провел американский космический телескоп Kepler, который специально спроектирован для поиска далеких планет транзитным методом — отслеживая изменения светимости сотен тысяч звезд, связанные с периодическим прохождением планеты между звездой и нами. Недавно аппарат обнаружил осцилляции не только у обеих «солнечных» звезд системы 16 Лебедя. Их анализ позволил уточнить возраст этих звезд: около 6,8 млрд лет, т. е. примерно на 2 млрд лет старше нашего Солнца.

Если где-то там каким-то чудом имеется жизнь и цивилизация, они наверняка на миллиарды лет старше земных. Нам будет чему у них поучиться — если, конечно, жители 16 Лебедя еще не уничтожили друг друга безвозвратно, чему нам учиться нет необходимости.