Превращения жира: Из белого в бурый

Из мышечных клеток выделен гормон, стимулирующий позитивное перерождение жировой ткани, происходящее при регулярных занятиях спортом. Все подтвердилось: простое введение гормона мышам привело к тем же результатам, что и физические нагрузки.
Превращения жира: Из белого в бурый

Брюс Шпигельман (Bruce Spiegelman), один из руководителей сделавшей работу исследовательской группы, сообщил, что новый гормон получил наименование ирисин (irisin) — в честь древнегреческой Ириды, вестницы богов. Он объясняет: «До сих пор существовало лишь "ощущение" того, что физические упражнения каким-то образом "сообщаются" с различными тканями организма, но не было ясно, как именно».

Ответ — по крайней мере, частичный — теперь найден: по данным ученых, ирисин оказывает непосредственное и сильное влияние на жировую ткань, стимулируя превращение «плохой» белой ткани в «хорошую» бурую. Считается, что бурая легко расходуется организмом — в частности, на поддержание нужной температуры тела, а белая как раз служит долговременным резервуаром, в котором запасается избыточная энергия. У взрослых людей практически вся жировая ткань — белая, она же и отвечает за избыточный вес.

Именно ее, как показало исследование, гормон ирисин, уровень которого растет в результате длительных физических нагрузок, превращает в бурую жировую ткань, которая затем в больших количествах утилизируется организмом. Обнаружился и еще один позитивный эффект — улучшение толерантности к глюкозе (способности организма поддерживать нормальный ее уровень в крови), которая нарушается при развитии диабета. Аналогичные результаты получены и в результате простой инъекции ирисина, что было продемонстрировано на мышах.

Можно сказать, что обнаружение ирисина стало неожиданностью для ученых: гормон выявили в ходе работы по выявлению генов и белков, активность которых контролирует важный регуляторный белок PPARGC1A, активно выделяющийся в результате физических нагрузок. Этот поиск и привел к гормону, найденному на внешних мембранах мышечных клеток.

Выделив его, авторы решили проверить, не этот ли белок отвечает за какие-нибудь из позитивных эффектов физических упражнений, и ввели его подопытным мышам, страдавшим ожирением, а также преддиабетическим состоянием. После 10 дней такой «терапии» и обнаружились все положительные эффекты ирисина. И хотя снижение веса у первой группы мышей было не слишком значительным, авторы уверены, что более длительный курс инъекций будет иметь более выраженные результаты. Никаких признаков токсичности или неприятных побочных эффектов от инъекций не обнаружено — что, впрочем, и ожидалось, поскольку уровень гормона ученые доводили ими лишь до значений, характерных для мышей, имеющих регулярную физическую нагрузку.

Пока что авторы уверенно заявляют, что их открытие еще не приведет автоматически к закрытию спортивных залов — хотя бы потому, что ирисин, способствуя «сжиганию плохого жира», никак не сказывается на мышечной силе и (тем более) красоте. С другой стороны, они отмечают, что ирисин — полностью естественный белок-гормон, у мышей и людей он полностью идентичен, так что задержек с переходом к клиническим испытаниям препарата возникнуть не должно. Лицензия на фармацевтическое использование ирисина уже передана компании Ember Therapeutics, специально созданной для разработки и выпуска лекарственных препаратов на его основе.

По пресс-релизу Dana-Farber Cancer Institute