На далеком ледяном карлике Плутоне обнаруживаются признаки наличия органических молекул.

Бортовой спектрограф космического телескопа Hubble позволит обнаружить, что на определенных длинах волн УФ-излучения поверхность Плутона активно его поглощает
Самые детальные изображения поверхности Плутона, реконструированные из снимков телескопа Hubble

Наблюдения космического телескопа Hubble показали, что на вечно покрытой льдом поверхности Плутона имеются вещества, неожиданно сильно поглощающие ультрафиолет на определенных длинах волн. Характеристики этого поглощения говорят о том, что за это поглощение, скорее всего, ответственны органические соединения — сложные углеводороды и азотсодержащие молекулы.

Ледяная корка Плутона почти целиком составлена из замерзшего азота, с небольшими количествами метанового и сухого льда. Возможно, органика здесь появляется в результате бомбардировки поверхности карликового плутоида высокоэнергетическими частицами космических лучей.

Один из авторов находки, крупный астроном Алан Стерн (Alan Stern) не скрывает энтузиазма: «Открытие особенно интересно хотя бы потому, что сложные углеводороды и другие молекулы, поглощающие ультрафиолет, могут играть значительную роль в придании Плутону его характерной красноватой окраски». Интересно, что ледяные объекты Пояса Койпера, расположенного тут же, у дальних границ Солнечной системы, также имеют красноватый оттенок, и ранее уже высказывалось предположение о том, что создавать его может именно органика.

Ученые показали, что ультрафиолетовый спектр Плутона, полученный в ходе последних наблюдений, изменился со времени предыдущих исследований Hubble, проведенных в 1990-х. Эти изменения могут быть связаны с общими климатическими переменами на Плутоне, вызванными его приближением к Солнцу в движении по его огромной, протяженной орбите.

«Наше открытие лишний раз напоминает о том, что Плутон готовит нам еще немало увлекательных находок, и в плане состава, и в плане эволюции — продолжает Алан Стерн, — возможно, они будут сделаны в 2015 г., когда к нему прибудет межпланетный зонд New Horizons». Запущенный в январе 2006 г. аппарат — первый, основной целью которого является именно Плутон. Если его путешествие длиной в 6,4 млрд км увенчается успехом, он проведет уникальные наблюдения плутоида с расстояния немногим более 10 тыс. км.

По пресс-релизу SwRI