Восстановлен генетический код чумной бактерии, опустошившей Европу в XIV веке. Все известные современные чумные палочки — прямые потомки той самой «Черной смерти».

Шесть эксгумированных учеными скелетов жертв чумной палочки
Знаменитая картина «Триумф смерти» была написана Питером Брейгелем Старшим спустя полтора десятка лет после чумной пандемии и под ее впечатлением
Бубонная чума. Изображение 1411 г.

В 1980-х гг. в Лондоне были произведены раскопки могилы, относящейся к 1347−1351 гг., к периоду, когда не только Великобритания, но и вся Европа практически обезлюдела из-за пандемии чумы. Занесенная из Монголии «Черная смерть» прокатилась по всей Европе, от Мадрида до Москвы, и унесла, по разным подсчетам, от 30 до 60% всего населения материка. Счет жертв шел на десятки миллионов — и примерно 2,5 тысячи из них были свалены в общую могилу, которая и стала источником важных находок.

Используя собранные останки, удалось восстановить практически 99% генома штамма бактерии Yersinia pestis, который некогда стал виновником стольких бед. Проанализировав его, ученые обнаружили, что сохраняющиеся сегодня в мире чумные палочки являются прямыми потомками той самой бактерии. Геномы их весьма близки — и, что интересно, в генах древней бактерии так и не обнаруживается никаких особенных свойств невероятно высокой вирулентности, которой отличалась пандемия «Черной смерти».

Этот факт важен в связи с циркулирующими «нетрадиционными» взглядами, по которым вина Yersinia pestis в «Черной смерти» — дело отнюдь не доказанное, и она играла лишь сопутствующую роль. Впрочем, странно быстрое распространение и крайнюю опасность заболевания по‑прежнему логичнее связать не с существованием некоторого таинственного и необнаруженного штамма, а скорее с общей тяжелейшей ситуацией в тогдашнем мире — чередой жестоких неурожаев и сменой климатических условий, бедствиями многочисленных войн и полной антисанитарией Средневековья.

Хорошо, что сегодня у нас есть вакцинация, основные мифы о которой мы развенчали в статье «Я уколов не боюсь».

По публикации ScienceNOW