Пузырьки памяти: Миграция рецепторов

Нейрофизиологи из Нидерландов обнаружили механизмы, с помощью которых наш мозг избавляется от тяжких воспоминаний – или просто слегка «редактирует» собственную память.
Пузырьки памяти: Миграция рецепторов

Любая информация, хранящаяся в нашей памяти, время от времени «всплывает» на поверхность, где подвергается переоценке в рамках нового опыта. В результате воспоминание может сохраняться еще более надежно, может ослабевать, обновляться с учетом новых переживаний и т. д. Физиологический механизм, связанный с этими процессами, обнаружили исследователи из группы Сабины Спийкер (Sabine Spijker), и оказался он очень необычным.

Эти процессы адаптации памяти связаны с мембранным белком нейронов, глутаматным рецептором GluA2, одного из важнейших для работы мозга. GluA2 — одна из молекул, обеспечивающих «общение» нейронов друг с другом посредством небольших молекул-нейромедиаторов, точнее говоря — глутамата.

Авторы выяснили, что положение GluA2 на поверхностных мембранах нервных клеток — вещь динамическая: по мере того, как воспоминания ослабевают, у соответствующих нейронов этот белок мигрирует внутрь клетки. Фрагмент мембраны «впячивается» внутрь, образует пузырек (везикулу), который затем отрывается от основной массы мембраны и уносит вместе с собой некоторое количество рецепторов GluA2. В ходе этого процесса воспоминание сохраняется и ослабевает: снижение числа рецепторов между нейронами приводит и к ослаблению связей между ними. И наоборот, «оживление» воспоминаний связано с обратным движением GluA2 в мембрану клетки.

Проводя эксперименты с лабораторными животными, ученые показали, что у тех подопытных, у которых процесс перемещения мембранных везикул заблокирован, негативные воспоминания остаются совершенно свежи в памяти в течение не только часов, но и целых дней. Были проведены и обратные опыты, в ходе которых стимуляция образования везикул, наоборот, приводила к ослабеванию тяжелых воспоминаний. Возможно, в будущем этот подход позволит создать препараты и для людей, переживших жестокие испытания. Иногда лучше забывать.

Ну а если понадобится, наоборот, вспомнить что-нибудь важное, к вашим услугам будет другая молекула, о работе которой мы рассказывали в заметке «Непостоянство памяти».

По пресс-релизу VU University