Большая буря маленькой звезды: Погода на карлике

Небольшая и тусклая звезда сотрясается колоссальным штормом – самым мощным из всех, что нам доводилось наблюдать до сих пор.
Большая буря маленькой звезды: Погода на карлике

Строго говоря, этот объект и звездой не назовешь: коричневые карлики — объекты крупнее больших планет, но и намного меньше небольших звезд. Слабая термоядерная реакция, протекающая в них, неспособна компенсировать потерю энергии на излучение, так что карлики быстро охлаждаются, превращаясь в мертвые планетоподобные тела. Однако исследованный канадскими астрономами коричневый карлик 2MASS J21392676+0220226 оказался довольно необычен.

Одна из авторов работы Жаклин Радиган (Jacqueline Radigan) поясняет: «Мы обнаружили, что яркость нашего объекта резко меняется — примерно на 30% — за период менее восьми часов. Единственным подходящим объяснением этому может быть то, что из-за вращения карлика в поле нашего зрения попадают то более темные, то более светлые области его атмосферы».

Добавим также, что по мнению ученых, «климат» коричневых карликов во многом сходен с климатами планет-гигантов. Здесь могут появляться и пылевые облака, образованные мельчайшими частицами силикатов и металлов. Так что в данном случае мы почти наверняка имеем дело с мощнейшей бурей, еще более колоссальной, чем знаменитое Большое красное пятно Юпитера, размеры которого могут достигать 40 тыс. км в длину — больше, чем вся наша планета. Возможно, из-за вращения 2MASS J21392676+0220226 нам открываются то области более плотной облачности, то менее плотной.

Читайте также об обнаружении первого в своем классе коричневого карлика: температура на этом субзвездном объекте — комнатная: «Лузеры».