Камни, выбитые с поверхности Земли ударами астероидов, могут разносить «споры жизни» по Солнечной системе, доставляя их в систему Юпитера и даже дальше.
Жизненные перелеты: Панспермия наоборот

Исследованиями метеоритов, имеющих лунное или марсианское происхождение, никого уже не удивишь. То и дело астероиды, ударяя в их поверхности, выбивают с нее вещество, часть которого попадает в межпланетное пространство, и изредка оказывается у нас, на Земле. Возникает естественный вопрос: возможен ли обратный процесс? Может ли вещество с Земли — со всем богатством жизни, накопленным за миллиарды лет — оказаться на других телах Солнечной системы?

Вопрос этот изучался не один раз. Ученые моделировали процессы путешествия частиц, выбитых с Земли ударами астероидов, и пришли к выводу о том, что такое, пускай и не слишком часто, но время от времени должно происходить. Моделирование показало, что изредка выброшенные материалы могут оказываться на Луне и на Венере — но почти никогда на Марсе, для путешествия к которому фрагментам пришлось бы двигаться так быстро, чтобы преодолеть притяжение и самой Земли, и Солнца. Однако новое моделирование этих процессов, проведенное мексиканскими астрономами, наиболее масштабное в истории, показало, что и это возможно.

Авторы работы проводили расчеты траекторий 10242 частиц, выбитых с Земли в пространство Солнечной системы. Обсчет повторялся пять раз, каждый раз — с повышением скорости выбитых частиц. Итог его оказался настоящим сюрпризом. Во‑первых, число частиц, «сумевших» попасть на Марс, оказалось на два порядка (!) бОльшим, чем показывали предыдущие модели. Во‑вторых, при достаточно большой первоначальной скорости частицы чаще оказывались не на Марсе, а за ним — на Юпитере и в его окрестностях.

Это требует рассмотреть вопрос о «расселении» жизни с Земли на другие тела Солнечной системы со всей серьезностью. Мексиканские астрономы проследили судьбу частиц в модели на протяжении 30 тыс. лет — такой максимальный срок, по современным оценкам, способны пережить в открытом космосе самые устойчивые живые организмы. Этого вполне достаточно, чтобы «заселить» более-менее подходящие для этого юпитерианские спутники — например, Европу (к сожалению, оценку вероятности попадания частиц с Земли именно на спутники Юпитера, а не на саму планету, ученые не сделали).

Наконец, самое интересное: по достижении определенной скорости частицы, выбитые с Земли, способны вовсе покинуть пределы Солнечной системы — и такое происходит даже чаще, чем «попадание» в одну из ближайших планет. Так что если срок, в течение которого организмы могут переносить космическое путешествие, можно тем или иным способом увеличить, то «заселение» земной жизнью других тел — вещь вовсе не невероятная.

Способствовать этому может даже магнитное поле нашей планеты — мы писали об этой возможности в заметке «Магнитные миграции».

По публикации MIT Technology Review / Physics ArXiv Blog