Эволюционные биологи явно не относятся к наиболее религиозной группе населения. Однако в своей профессиональной деятельности им следует относиться к религии очень внимательно: ее установления способны так влиять на поведение людей, что эволюционные процессы развиваются совершенно иначе. Яркий пример тому — эпидемии.
Религии и эпидемии: Взаимопомощь и взаимозависимость

С интересным сообщением недавно выступил американский исследователь Дэвид Хьюз (David Hughes): его группа показала, что некоторые из крупных религий нашего времени зародились некогда одновременно с распространением инфекционных эпидемий — по мнению ученых, это не простое совпадение.

По словам самого Дэвида Хьюза, даже его, атеиста, буквально завораживает способность религии менять поведение людей — в частности, помогать другим людям, зачастую совершенно посторонним. Ярким примером такой заботы является уход за больными, зараженными тяжелой, возможно смертельной инфекцией — с риском заразиться ей самому. Ученый поясняет: «Для нас вопрос состоит не в том, верны ли религиозные представления в принципе, а в том, как эти представления меняют поведение».

Взяв в свою команду демографа Дженни Тринитаполи (Jenny Trinitapoli) и историка религий Филиппа Дженкисна (Philip Jenkins), Хьюз изучил исторические данные, провел опросы лидеров различных религиозных конфессий и других экспертов. И вот какая картина открылась исследователям.

Между 800 и 200 гг. до н.э. наблюдался бум урбанизации. Города быстро росли и населялись, создавая замечательные условия и для быстрого распространения инфекционных заболеваний, которые нередко убивали до 2/3 их населения. Именно этот период ознаменовался появлением ряда влиятельных сегодня религиозных течений или их непосредственных предшественников. И все они по‑разному определяли поведение человека в условиях опасной эпидемии, будь то оспа, корь или полиомиелит. Представители одних верований устремлялись прочь из заразных городов; другие оставались и помогали больным.

Христианская традиция, появившаяся лишь немногим позже, представляет собой яркий пример варианта взаимопомощи, пример которой подал сам основатель религии. Раннее христианство стимулировало весьма рискованное с точки зрения эволюции поведение — заботу о больном даже с риском для собственной жизни, но с получением награды в жизни иной.

Другие религии не всегда отличаются такой жертвенностью. Авторы пишут, что, несмотря на уже существовавшие тогда исследования арабских ученых, многие мусульманские авторитеты отрицали заразность болезней в принципе, так что избегать больных вообще не было причины. Хотя основной акцент по традиции делался на заботе о собственных близких — прежде всего, семье. Иудаистские же представления отдают все происходящее полностью на волю божества: как полагали еврейские авторитеты того времени, лишь бог может убить или излечить кого-либо. Такие воззрения, по мнению Хьюза с коллегами, не слишком-то стимулировали заботу и лечение больного.

Авторы работы полагают, что, в свою очередь, и эпидемии, которые с ростом урбанизации и плотности населения становились все более распространенными и сильными, оказали существенное влияние на религиозные воззрения. Оказавшись в тяжелых обстоятельствах, люди вообще стремятся к образованию разного рода групп для взаимопомощи. При переезде в город и разрыве семейных связей роль семьи начинает играть земляческая или религиозная община. А болезнь лишь стимулирует этот процесс — особенно это заметно на примере ранних христиан с их стремлением к тесному братству, помощи и поддержке.

Подобные процессы наблюдаются и сегодня. Авторы рассмотрели их на примере южно-африканского государства Малави, сотрясаемого эпидемией СПИДа. По данным ЦРУ, вирусом заражено 11% его взрослого населения, и здесь именно он является наиболее частой причиной смертности. Дженни Тринитаполи провела опрос более чем 3 тыс. жителей из тысячи деревень по всей стране. Частью это были христианские общины, частью мусульманские, частью — смешанные. Опрос показал, что регулярно помогают больным около 30% христиан и около 7% мусульман. При этом сам факт диагностирования смертельной болезни тоже оказался важен для формирования религиозных воззрений. За пять лет около 400 из опрошенных под ее влиянием сменили веру, чаще всего перейдя под крыло христиан-пятидесятников или одной из местных независимых церквей, которые отличаются большей терпимостью к больным СПИДом и высокой степенью заботы о таких больных.

Заметим, что столь тесную связь религии и эпидемий, по мнению некоторых экспертов — «чересчур смелая гипотеза». По мнению Йельского эволюциониста Стивена Стирнса (Stephen Stearns), эволюционная роль различных религий намного более сложна и гетерогенна, чем хотят показать авторы этого исследования, а уж появлению религий точно имеются и другие обоснования. Впрочем, и такой взгляд на этот комплексный процесс тоже имеет право на существование.

Читайте также: «Плодитесь и размножайтесь».

По публикации ScienceNOW