Рак и его убийцы: Тяжелый исход болезни

Создав модифицированные Т-лимфоциты, удалось вылечить пациента с тяжелой формой лейкемии.
Рак и его убийцы: Тяжелый исход болезни

65-летний Дэвид Портер (David Porter) — пациент с печальным диагнозом: лейкоз, лейкемия: это злокачественное поражение кровеносной системы крайне опасно и практически неизлечимо. Некоторое время назад Портер согласился пройти курс экспериментальной терапии, после двух недель которой дела, казалось, пошли еще хуже. Истощение и жар вынудили его лечь в больницу; температура тела превысила 39º C, началась лихорадка, рвота, диарея...

Но все это были признаки победы: с такими неприятными симптомами организм избавлялся от более чем килограмма мертвых раковых клеток, уничтоженных генетически модифицированными Т-лимфоцитами, которые сам Дэвид Портер, профессор-онколог, и его коллеги, приготовив, ввели ему двумя неделями ранее. «Неделю спустя, — говорит он, — мне сообщили, что моя костная ткань полностью очистилась от обнаруживаемых анализами следов болезни».

Этих поразительных результатов авторам удалось достичь, стимулировав естественные иммунные свойства Т-лимфоцитов и «научив» их распознавать белок CD19, присутствующий на поверхности раковых клеток (а также у нормальных, здоровых В-лимфоцитов). В итоге самым серьезным побочным эффектом такой терапии стало параллельное уничтожение нормальных В-лимфоцитов, которые отвечают за выработку антител, так что пациентам приходится делать регулярные прививки, вводя антитела искусственно.

Стоит сказать, что ученые уже довольно давно пытаются заставить Т-клетки, превратив их в т.н. химерические антигенные рецепторы, хотя и без серьезных успехов. В прошлом году двое пациентов, проходивших подобную экспериментальную терапию, умерли: такие модифицированные лимфоциты не выживали и не пролиферировали (не размножались) в организме и, следовательно, не смогли хоть сколько-нибудь задержать развитие болезни.

Главное достижение Портера и его группы состоит именно в том, что им впервые удалось создать химерические рецепторы, несущие одновременно антитела, борющиеся с раком, и часть, стимулирующую пролиферацию Т-лимфоцитов. После введения в организм количество их быстро выросло более чем в тысячу раз — и после полугода они еще обнаруживались в крови.

Сам же профессор Портер чувствует себя хорошо и добавляет: «Когда я еще был молодым ученым, я, как и многие, мечтал сделать открытие, которое послужит всему человечеству... Но я никогда не мог представить, что при этом сам стану частью исследования».