Царство тьмы: Чернее черного

Обнаружена самая темная из известных нам планет – она почти не отражает падающего на нее света. Она чернее, чем если б была сложена из самого черного угля.
Царство тьмы: Чернее черного

Экзопланета TrES-2b вращается вокруг звезды солнечного типа GSC 03549−02811, расположенной в 750 световых годах от Земли, в северном полярном созвездии Дракон. По размерам планета сравнима с нашим великаном Юпитером, и орбитальный телескоп Kepler обнаружил ее по изменению светимости звезды в моменты прохождения TrES-2b между звездой и нами. Рассчитанные характеристики планеты не привлекли бы особенного внимания: в конце концов, на сегодняшний день открыты уже сотни экзопланет — если б не одно «но». Отражает планета менее 1% падающего на нее света, что делает ее самой темной из всех известных нам планет и спутников.

«Даже странно, насколько темна эта планета, насколько непохожа на все, что имеется в нашей Солнечной системе, — говорит один из авторов находки Дэвид Киппинг (David Kipping), — Она чернее, чем самый черный уголь, чем черная краска... Удивительно, как столь крупная планета способна поглощать излучение». В самом деле, облака того же Юпитера, придающие ему бело-желто-красную окраску, отражают больше трети падающего на планету света. Судя по всему, такой плотной облачности на TrES-2b попросту нет. При этом атмосфера его сильно раскалена, температура здесь составляет около 980 ОС, ведь до звезды от нее всего каких-то 5 млн км, примерно в 30 раз меньше, чем от Земли до Солнца. Так что планета выглядит не абсолютно черной, испуская слабое, но ровное багровое свечение, как раскаленная спираль электронагревателя.

Ученые предполагают, что удивительная чернота планеты связана с присутствием в ее атмосфере газообразных форм активно поглощающих излучение веществ — натрия, калия, а может быть, оксида титана. Впрочем, ни одно из них неспособно придать ей такую поглощающую способность. «Непонятно, что делает планету такой темной, — добавляет Киппинг, — Возможно, мы получили шанс обнаружить соединение, о котором до сих пор еще ничего не знаем».

Астрономы полагают, что это только начало, и у других звезд вполне могут обнаруживаться подобные темные планеты — просто найти их пока особенно непросто; изменения в светимости звезды, которые понадобилось зафиксировать для обнаружения TrES-2b, составили 6 частей на миллион. Возможно, скоро мы услышим о других «черных мирах», что послужит новым свидетельством в пользу того, что наша собственная Солнечная система, где таких тел не имеется, является довольно необычной в огромной Вселенной.

Кстати, Дэвид Киппинг был автором и еще одной очень интересной астрономической работы, о которой мы писали в заметке «Обитаемые луны».