На противоположной стороне Луны найдены необычные вулканы: некогда они были активны и определили знакомый нам облик спутника.

Снимок области между кратерами Комптона и Белковича, сделанный зондом LRO. Цветом обозначены отложения, богатые торием, которые некогда могла вынести на поверхность вулканическая активность
Та же область в виде трехмерной картинки. В центре видна неровная впадина — возможно, это древняя кальдера, образовавшаяся из-за падения вулкана
Небольшой купол в центральной части области сформировала необычная, вязкая силикатная лава
Еще один конус виден почти в центре снимка области кратеров Комптона и Белковича

Необычные вулканы на Луне удалось обнаружить благодаря снимкам, сделанным работающим в ее окрестностях зондом Lunar Reconnaissance Orbiter. Необычность их заключается в том, что сложены они не из базальтовых пород, которыми богата поверхность спутника, а из силикатов. Именно из базальта состоят ранее найденные на Луне вулканы — так что обнаружение нового их типа говорит о сложном и богатом геологическом прошлом спутника.

Напомним, что из-за гравитационных взаимодействий с Землей Луна остается все время обращена к нам одной и той же стороной. Обратная сторона оставалась невидимой и неисследованной до 1959 г., когда ее впервые облетел и сфотографировал советский аппарат «Луна-3». В 1998 г. на снимках, сделанных уже американским зондом Lunar Prospector, здесь обнаружилась необычно светлая равнина, расположенная между парой ударных кратеров Комптона и Белковича. Содержащая большие количества силикатов, она заметно отличается от знаменитых равнин Луны — темных, сложенных из базальта «морей».

Эти находки подтвердила и недавняя работа зонда LRO, которая, к тому же, показала наличие здесь нескольких характерных возвышений, отлогими конусами спускающихся к равнине — местных вулканов. Склоны эти, очевидно, сформированы лавой, некогда из лунных недр поднявшейся прямо под поверхность спутника, где накапливалась, поднимая верхние слои в куполообразные структуры. Кое-где она вырывалась сквозь трещины, приводя к появлению вулканических образований меньшей величины. Некоторые из них впоследствии обрушились, от них остались такие же куполообразные провалы-кальдеры.

Но самое интересное, все же, минералогия этих вулканов. Спектральные линии, выявленные при исследовании области кратеров Комптона и Белковича, могут соответствовать лишь весьма узкому числу минералов силикатной природы. Подавляющее большинство известных нам вулканов на Земле и вне ее — и на этом фоне изученная область резко выделяется. Вообще, она расположена довольно далеко от мест максимальной вулканической активности, некогда наблюдавшейся на Луне, в том числе и тех, где встречаются сложенные из силикатов образования.

Для этой области характерно и достаточно небольшое число ударных кратеров, что может говорить о том, что вулканическая активность здесь сохранялась и после того, как в пору своей молодости Луна подверглась мощной метеоритной бомбардировке. По оценке ученых, возраст этих вулканов составляет не более 800 млн лет — а это значит, что Луна оставалась живой (в геологическом смысле) как минимум на 200 млн лет дольше, чем до сих пор считалось.

О других тайнах Луны читайте: «Вниз по кроличьей норе».

По информации Space.Com