РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В поиске мозга: Внешняя память

Постоянное использование поисковых систем влияет на запоминание информации мозгом.
В поиске мозга: Внешняя память

«С ростом популярности поисковых систем меняется работа нашей памяти, — утверждает американская психолог Бетси Спарроу (Betsy Sparrow), — Мозг привык полагаться на Интернет примерно так, как мы привыкаем полагаться на память друга, родственника или коллеги. Мы помним меньше самой информации, но больше — того, где эту информацию можно найти».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проведенное Спарроу исследование показывает, что мы легко забываем вещи, если уверены в том, что их можно найти в Интернете, и наоборот, лучше запоминаем ту информацию, которая вряд ли будет доступна онлайн. По ее словам, Интернет стал основной формой «трансактивной памяти», коллективной системы хранения информации с индивидуальным доступом, которая характеризуется тем, что мы лучше представляем то, как получить к ней доступ, нежели то, чем она заполнена.

Работа Спарроу и ее коллег состояла из четырех экспериментов. Первый представлял собой модифицированную версию теста Струпа — он наверняка известен и вам. В классическом виде он демонстрирует сложности в именовании цвета, если этим цветом написано название другого цвета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, группе добровольцев предлагалось ответить на набор достаточно сложных вопросов общего характера, причем для ответа на одни явно можно было бы обратиться к Интернету, тогда как информация о других вопросах там явно не находилась. Действительно, в первом случае люди демонстрировали большие затруднения с поиском ответа, нежели во втором — они словно на некоторое время «зависали», мысленно мучаясь из-за недоступности поисковых систем, которые позволили бы быстро и легко найти верный вариант.

Второй эксперимент предлагал добровольцам не вопросы, а набор утверждений, которые нужно было просто прочесть. При этом одной группе говорилось, что они будут иметь возможность в будущем снова заглянуть в список, а другой — что этой возможности у них не будет. Затем у тех и у других проверяли, насколько хорошо они запомнили прочитанные утверждения. И конечно, первая группа сохранила эту информацию намного хуже второй.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ходе третьего эксперимента проверялось запоминание не только самой информации, но и способов доступа к ней. И снова добровольцам давали для прочтения набор утверждений, причем говорилось, что одни из них в будущем будут сохранены, другие останутся сохранены в определенном месте и определенным образом, трети сохранены не будут. И снова наилучшее запоминание демонстрировалось для тех утверждений, информация о которых потенциально могла быть уничтожена.

Наконец, четвертый эксперимент состоял в том, что добровольцы печатали на компьютере набор утверждений, которые сохранялись, распределяясь по пяти папкам. Впоследствии обнаружилось, что люди лучше запомнили, в какой из папок можно найти утверждение, нежели точную его суть.

Впрочем, не стоит видеть в происходящем одну лишь негативную сторону. Напротив, расширение возможностей и доступности коллективной «трансактивной» памяти означает, что мы, наконец, можем меньше сосредотачиваться на запоминании конкретных фактов — зато тратить больше усилий на понимание сути, отношений и механизмов, которые этими фактами управляют.

О другом — довольно неожиданном — эффекте, который оказывает на нашу жизнь доступность информации, читайте в заметке «Парадоксальные пробки».

Загрузка статьи...