Пыльца прошлого: Антарктида будущего

Изучив тысячи окаменевших частичек пыльцы, ученым удалось восстановить видовой набор растений, населявших Антарктический полуостров за последние 36 млн лет, и проследить его изменения.
Пыльца прошлого: Антарктида будущего

По сути. Работа, проведенная Джоном Андерсоном (John Anderson) и его коллегами, стала первой широкомасштабной и детальной реконструкцией климатической истории Антарктики, точнее говоря — Антарктического полуострова, северной оконечности ледяного материка. За последние десятилетия в этих местах стало существенно теплее, ледники по краю полуострова быстро отступают, что поднимает вопросы о том, как будет реагировать ландшафт, климат и природа Антарктики на глобальное повышение температуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Лучший способ предсказать будущее поведение ледяного покрова Антарктики и его влияние на климат планеты — это максимально полно узнать его прошлое», — говорит Джон Андерсон. Анализируя многочисленные пробы, содержащие окаменевшие остатки пыльцы некогда населявшей Антарктический полуостров растительности, ученым действительно удалось показать, как менялся местный ландшафт в ходе длительного периода замерзания материка.

55 млн лет назад Антарктика была покрыта лесом, а ее ледяной покров, который сегодня заключает примерно две трети всех запасов пресной воды на Земле, начал формироваться около 38 млн лет назад. Антарктический полуостров, самая северная часть материка, покрывался льдом позже других.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оледенение наступало постепенно. Ученые показали, как происходила смена одних местных растительных видов другими в ходе сокращения лесного покрова в период между 35 и 13 млн лет назад. Последний раз растения цвели здесь 12 млн лет назад, и тогда Антарктика напоминала северную тундру.

Сегодня здесь по-прежнему доминирует лед, но нагревается полуостров удивительно быстро, рост температуры здесь происходит аж вшестеро быстрее, чем в среднем на планете. Интересно будет проследить, как на полуостров будет возвращаться растительность: сперва тундровая, а затем, как знать, не зазеленеют ли в Антарктике новые леса.