Почти пустое место: Трудности рождения

Некоторые области пространства, где идет активное образование новых звезд, слишком разрежены для того, чтобы этот процесс мог происходить. Как и что там происходит – остается неизвестным.
Почти пустое место: Трудности рождения

Процесс формирования новых звезд происходит в газопылевых скоплениях, плотность которых достигла достаточной критической величины — здесь случайные флуктуации приводят к появлению сгустков вещества, которые притягивают всё новую материю, быстро увеличиваясь в размерах. Как нетрудно заметить, важнейшим параметром, запускающим весь процесс, является плотность скопления. Она может быть достигнута, например, давлением ударной волны расположенной неподалеку сверхновой, действием мощных приливных сил близкого массивного тела или других эффектов — как конкретно, не столь важно, и варианты воздействий, сгущающих облако до достаточно плотного состояния, весьма разнообразны.

Гораздо интереснее другое: какова эта минимальная плотность, после достижения которой мы можем с уверенностью предсказать появление новых звезд? Этот параметр известен в астрономии под названием массы Джинса, и обычно ее значения, получаемые из наблюдений, хорошо согласуются с теоретическими предсказаниями. Однако за последние годы во Вселенной обнаружены некоторые объекты, не подпадающие под эти цифры.

Например, протозвезда IRAM 04191, обнаруженная в 1999 г. в межзвездном молекулярном облаке Тельца. Картина происходящего с ней совпадает с привычным описанием звездообразования, однако сама область отличается крайне низкой яркостью, из-за чего она и подобные ей объекты и получили наименование объектов очень низкой яркости (Very Low Luminosity Object, VeLLO).

С запуском орбитального ИК-телескопа Spitzer число таких объектов выросло — среди них можно назвать L1014-IRS, L1521F-IRS, L328-IRS и L1148-IRS. В целом нам пока не очень понятно происходящее с ними. Судя по всему, они очень малы, массой порядка 10% солнечной, и молоды — возрастом порядка десятка тысяч лет — однако быстро коллапсируют в протозвезды.

Даже среди этих необычных объектов L1148-IRS особенно необычен: в целом сияя, как и положено VeLLO, очень тускло, в ИК-диапазоне он сравнительно ярок. А внимательное его изучение показало, что регион этот странно «пустой», плотность его так низка, что не подпадает под традиционные сценарии звездообразования. Недавнее исследование показало и еще одну странность: коллапсирование вещества в разных областях L1148-IRS идет с различной скоростью. Судя по всему, итогом этого процесса станет какая-то мелкая звезда, или даже коричневый карлик. Однако что именно и как происходит в подобных регионах, каким образом формируются в них звезды, пока остается совершенно неизвестным.