Банды черных дыр: Картины молодой Вселенной

Если бурную молодую Вселенную представить, как новые районы быстро растущего мегаполиса, то юные черные дыры будут местными подростковыми бандами. Рентгеновский телескоп Chandra показал, что в те годы космос был полон довольно крупными и молодыми черными дырами, которые вели себя довольно агрессивно.
Популярная механика
Популярная механика редакция

Еще лет 10 назад на орбитальном рентгеновском телескопе Chandra был поставлен интересный опыт. Его навели на определенную узкую (16 минут в диагонали) область неба в южном созвездии Печь, и делали снимок в течение 6 недель. В результате и получилось известное детальнейшее изображение, получившее собственное название — Chandra Deep Field South (CDFS). В сочетании с данными о той же области неба в оптическом и ИК-диапазоне, CDFS позволяет получать информацию о примерно 200 очень далеких и древних галактиках. Из той области, когда Вселенной было 800−950 млн лет от роду.

«До сих пор мы не понимали, как ведут себя в таких молодых галактиках черные дыры, и есть ли они там вообще, — говорит Иезекиль Трейстер (Ezequiel Treister), один из астрономов, которые недавно провели новый анализ данных CDFS. — Теперь стало ясно, что они там есть, и что "взрослеют" они, как начинающие бандиты».

Во-первых, они отличаются очень большими размерами, приближающимися к размеру квазаров — очень мощных источников излучения, которые создает материя, падающая в сверхмассивные черные дыры в недрах современных галактик. Окрестности дыр, обнаруженных на CDFS, излучают примерно в сотню раз слабее них, а сами дыры весят примерно в тысячу раз меньше.

Кроме того, обнаружилось, что такие быстро растущие сверхмассивные дыры имеются минимум у 30% (а максимум — у 100%) молодых галактик, зафиксированных на изображении CDFS. Если экстраполировать эти данные, полученные для очень небольшого участка Вселенной, на всю нее, то получится, что в молодом космосе было минимум 30 млн сверхмассивных черных дыр. Авторы исследования считают, что именно это поколение «подростков» и превратилось со временем в тех дыр-великанов, которые мы наблюдаем сегодня, почти 13 млрд. лет спустя.

Пока что это первое наблюдение молодых черных дыр в ранней Вселенной, хотя их существование и предсказывалось теоретиками. В самом деле, окруженные плотными газопылевыми облаками, они остаются невидимыми в оптическом диапазоне, и лишь высокоэнергетические фотоны рентгеновского излучения способны проникать сквозь пыль, открывая нам и спрятанные внутри объекты.

Судя по всему, образование и рост галактик уже с первых шагов происходили в тесном и важном взаимодействии с крупными черными дырами — возможно, с самого рождения. Так что если сегодня сверхмассивные дыры и крупные галактики принято рассматривать в неразрывной связи друг с другом, как некий тандем, результат взаимной обусловленности, то и для далекого прошлого такой взгляд может быть не лишен справедливости.

Этот «симбиоз», видимо, существовал с самого начала, и черные дыры играли в нем ту же роль «плохого напарника», проявляя всю свою всепожирающую сущность буквально с младых ногтей.

Читайте также: «Квазар-прародитель».