Среди тысяч мелодий узнать будущий музыкальный хит, который способен сотрясти все чарты, позволит сканирование мозга слушателей.
Хитовый мозг: Продюсерам на заметку
Исследователей вдохновило исполнение хита Apologize группы OneRepublic

На научный поиск может вдохновить все, что угодно. Например, пару лет назад известный нейрофизиолог, социолог и психолог Грегори Бернс (Gregory Berns) повел сына на шоу American Idol (нечто вроде российской «Фабрики звезд»), где ему довелось услышать, как один из конкурсантов исполняет печальный хит Apologize группы OneRepublic. Что-то будто «щелкнуло» в голове ученого.

Он вспомнил, что за несколько лет до того он использовал именно эту песню, исследуя влияние на подростков давления со стороны сверстников. Точнее говоря, рассматривалась оценка песни, которую подростки дают песне, зная о ее огромной популярности среди сверстников, и не зная этого факта. Тогда OneRepublic еще не стала знаменитой, и клип Apologize был найден одним из студентов Бернса на их странице в социальной сети.

В ходе того исследования удалось собрать данные сканирования активности головного мозга 27-ми добровольцев, прослушивавших Apologize (и еще около малоизвестных 120-ти песен). И ученый задумался: можно ли найти в структуре этой активности какие-то детали, которые намекнули бы на что-то особенное, что одни из этих песен делает хитами, а других вынуждает оставаться безвестными? И что сделало именно Apologize столь популярным?.. «На следующий день мы обсудили это в лаборатории», — говорит Бернс.

В сервисе Nielsen SoundScan, который собирает детальные данные по продажам музыки, отыскались сведения по 87-ми песням из тех, что попали в то предыдущее исследование команды Бернса. Ученые снова погрузились в анализ данных функциональной томографии по 27-ми участвовавшим в нем подросткам. Их основное внимание было сосредоточено на поиске областей мозга, активность нейронов которого в течение прослушивания 15-секундного отрывка из песни коррелировала с субъективной оценкой человеком. И такие области нашлись — это глазнично-лобные участки коры и прилежащая кора, широко известная как «центр удовольствия». Сам Бернс добавляет: «Для нас это стало подтверждением того, что мы на правильном пути. Во множестве предыдущих работ показано, что эти области тесно связаны с работой механизмов внутреннего подкрепления и прогнозирования».

Отобрав данные лишь по этим двум регионам головного мозга, ученые затем просмотрели, не связана ли их активность (усредненная по всем 27-ми добровольцам) с будущей судьбой песни, для которой ориентиром послужили данные об уровне продаж в мае 2010 г. В самом деле, корреляция обнаружилась — статистически достоверная, но весьма умеренная. Точнее всего перспектива песни отражалась в активности прилежащей коры, но в целом и она не давала однозначного ответа.

Впрочем, предсказания, сделанные на основе томографии оказались куда точнее, чем сделанные с использованием опросов, которыми нередко пользуются сегодня музыкальные лейблы. Данные об активности того же центра удовольствия оказываются более непредвзятыми, чем наша собственная эмоциональная оценка степени этого удовольствия.

Да и вообще, сегодня имеется целый ряд исследований, в которых успех продукта на рынке до некоторой степени может связываться с неосознаваемой человеком активности головного мозга — вспомним хотя бы сравнительное исследование республиканцев и демократов («Борьба слона с ослом»). Но и от излишнего оптимизма в этой связи стоит воздержаться — напомним, что сильной и надежной корреляции не замечено, а область слишком сложна и спорна для того, чтобы делать сегодня однозначные выводы.

По публикации ScienceNOW