Марсианские небылицы: Иллюзии Красной планеты

Строения «Биостанции Альфа», обнаруженные астрономом-энтузиастом на поверхности Марса, с уверенностью можно отнести к еще одной иллюзии, которыми Красная планета дразнит человечество уже столетия.

Океаны

Впервые Марс преподнес «нездоровую сенсацию» еще в 1784 г. Легендарный британский астроном Уильям Гершель, наблюдавший планету в телескоп, отметил наличие на ней обширных темных и светлых областей, которые счел поверхностями, соответственно, морей и материков. Гершель, видимо, первым и предположил, что Марс населен живыми существами, обитающими едва ли не в тех же условиях, что и мы на Земле.

Мнение авторитетного ученого стало едва ли не общепринятым на почти целое столетие, а некоторые астрономы даже писали о наблюдении сезонных изменений, которые связывали с годовым циклом изменений растительности. К счастью для Гершеля, заслуги его перед наукой столь велики, что сегодня мало кто помнит об этом вполне невинном заблуждении великого ученого.

Каналы

В 1877 г. в своем движении по орбите Марс сблизился с Землей на минимальное расстояние, что, разумеется, привлекло огромное внимание специалистов. Наблюдавший планету итальянский астроном Джованни Скиапарелли тогда впервые зафиксировал и описал сеть «каналов», якобы покрывающую ее поверхность. Марсианской лихорадкой была охвачена вся Европа — и неудивительно, ведь каналы могут являться порождением лишь достаточно развитой цивилизации!

Впрочем, главный вклад в историю с каналами внес Персифаль Лоуэлл, который в 1895 г. выпустил целый альбом сделанных им с натуры зарисовок марсианских каналов, а в 1909 г. даже издал сочинение «Марс как прибежище жизни». По мнению специалистов, тогдашнее увлечение марсианскими каналами во многом подогревалось циклопическим строительством Суэцкого канала, которое завершилось за 30 лет до того и потрясало воображение современников своими масштабами.

Уже в начале ХХ в. теория Лоуэлла потерпела полный крах, когда раз за разом обнаруживалось, что все эти «каналы» представляют собой лишь оптические иллюзии, связанные с плохим качеством использованных для наблюдения инструментов (цепочки точечных объектов, таких, как горы и кратеры, не разделялись и выглядели подобно прямым линиям). Примерно тогда же было проведено и тщательное спектроскопическое исследование Марса, показавшее, что на его поверхности жидкой воды нет.

Лицо

Новая сенсация разразилась в 1976 г., когда NASA обнародовало снимок одной из марсианских гор, сделанный зондом Viking 1. Еще тогда снимок сопровождался дотошным разъяснением того, что видимое на фотографии лицо — лишь иллюзия, и откуда она возникает. Однако общественность это ничуть не смутило, и вплоть до сегодняшнего дня «Лицо на Марсе» будоражит неустойчивые умы и вдохновляет создателей всякого рода конспиративных теорий о том, будто «американцы скрывают обнаружение марсианской цивилизации.

Действительно, с других точек наблюдения та же самая гора никакого лица уже совершенно не напоминает. Серия снимков, сделанных зондом Mars Express Orbiter, позволила восстановить трехмерный вид той же самой горы, совершенно безобидный и неинтересный.

Иллюзия же, видимо, связана с известным психологическим эффектом парейдолии, который заключается в том, что мозг, имея в распоряжении неясные и неопределенные детали видимого объекта, выстраивает и достраивает их таким образом, чтобы различать в них нечто ясное и определенное.

Силуэт

Сюрприз принес и один из бесчисленных красных пейзажей, снятых на Марсе марсоходом Spirit. На фотографии, сделанной в 2007 г., можно различить силуэт человека, одетого в просторный балахон и, видимо, преклонившего колени в молитве. За объяснением этого феномена проще всего обратиться к предыдущему абзацу.

Биостанция Альфа

Самым свежим примером может служить сообщение астронома-любителя Дэвида Мартинеса (David Martines), который выложил на YouTube быстро набравший популярность видеоролик, показывающий нечто, напоминающее строения обитаемой (инопланетной) базы. Автор назвал ее многозначительно, «Биостанцией Альфа» (Bio Station Alpha).

Интересно, что непосредственных наблюдений для этого не понадобилось, Мартинес просто рассматривал Красную планету с помощью программы Google Mars. Такой подход не лишен смысла, и данными размещенных в Google космоснимков пользуются и вполне серьезные ученые (читайте, например: «Бусы кратеров»).

В данном же случае астрономы выступили моментально и единым фронтом. Они быстро идентифицировали объект, как пример хорошо знакомых им артефактов, возникающих на чувствительной матрице камеры под воздействием космических лучей. С действием этих высокоэнергетических частиц, выбрасываемых Солнцем, постоянно приходится сталкиваться ученым, которые работают с космическими аппаратами. В данном случае артефакт после преобразования исходного графического файла в более компактный и удобный формат JPEG приобрел более угловатую форму, действительно чем-то напоминающую инопланетное сооружение. Версию подтвердило и изучение исходного файла, который на фоне поднятого сенсацией шума удалось найти довольно быстро. Увы.