Кристаллический дождь: Зеленые капли

Крохотные кристаллы зеленоватого оливина мелким дождем сыплются на молодую звезду из окружающего ее протопланетного облака.
Популярная механика
Популярная механика редакция

«Чтобы эти кристаллы образовались, вам понадобится как минимум температура, характерная для расплавленной лавы, — говорит один из авторов находки, американский астроном Том Междет (Tom Megeath), — Мы полагаем, что в данном случае кристаллы появились в условиях непосредственной близости к формирующейся звезде. Затем они сместились подальше в окружающее звезду протопланетное облако, где температура намного ниже. И лишь затем стали падать обратно и дальше, на звезду, кристаллическим дождем».

Кристаллы эти являются форстеритом, силикатом оливиновой группы, который очень широко встречается на Земле, да и в космосе обнаруживается нередко. В частности, их обнаружили и зонды, бравшие анализ вещества комет Солнечной системы. Один из авторов новой работы говорит: «Представьте, что вы оказались в облаке вещества, окружающего молодую звезду. Пыль будет экранировать свет, вокруг будет темно. Лишь на мелких зеленоватых кристаллах играют лучи, создавая картину загадочных бликов на черном фоне».

К такому выводу ученые пришли, анализируя данные наблюдений орбитального ИК-телескопа Spitzer за расположенной в созвездии Орион протозвездой солнечного типа HOPS-68. Кристаллы форстерита наблюдались в протопланетных облаках и ранее, но около протозвезды, еще не завершившей свое формирование, найти их не ожидали.

Дело в том, что температура в окружающем ее облаке еще не достигла нужной величины и составляет около -170 ОС, при которых минерал не сможет появиться (для него требуется хотя бы 700 ОС). Это и заставило ученых предположить, что образование кристаллов прошло намного ближе к звезде, и лишь затем они были унесены во внешние слои газопылевого облака. Тот же процесс, кстати, может объяснять и таинственное присутствие форстерита в составе комет, которые прилетают из дальних, очень и очень холодных областей Солнечной системы.

Впрочем, «кристаллический дождь» — далеко не самый странный, который встречается на просторах Вселенной. Например, мы писали об «осадках» из углеводородов («Дождь из энергоносителей»), раскаленной плазмы («Дождь на Солнце»), минеральных веществ («Каменный дождь») и газов («Гелиевый дождь в жидком водороде»).

По пресс-релизу NASA