Грязь против течения: Вверх по водопаду

Обратив внимание на поведение обычных чаинок матэ, ученые открыли интересный механизм распространения загрязнений воды – вверх по течению, даже преодолевая водопады.
Грязь против течения: Вверх по водопаду

Каждый, кто пил южноамериканский напиток матэ, знает, что мелко нарезанные листья, залитые водой, имеют неприятную тенденцию всплывать на поверхность и образовывать густой зеленый слой, из-за которого пить матэ приходится через специальную трубочку. Это обычное наблюдение натолкнуло кубинских ученых во главе с Эрнесто Альтшулером (Ernesto Althsuler) на интересную работу, результаты которой они обнародовали недавно.

Поставив ряд экспериментов, они показали, что чаинки матэ (а также меловая крошка) могут легко путешествовать в воде даже против ее течения, и даже преодолевая небольшие, менее сантиметра, водопады. Как такое может происходить?

По мнению авторов, важную роль в этом играет геометрия водной системы. Установка, на которой проводились опыты, состоит из сравнительно длинного горизонтального канала, по которому течет вода и который обрывается небольшим скатом в контейнер (посмотрите на иллюстрацию слева). В таких обстоятельствах ученые и раньше изучали движущиеся против течения пузырьки и пришли к выводу о том, что движение это происходит за счет появления у стенок небольшой зоны обратно направленного течения — оно и уносит с собой мелкие частицы.

Однако кубинцы показали, что этот обратный поток достаточно силен для того, чтобы поднимать частицы даже на небольшие водопады. Такое наблюдение настораживает, ведь этим путем в воде в естественных условиях могут распространяться и загрязняющие частицы. Возможно, если результаты и выводы кубинских исследователей подтвердятся, такое явление будут называть «эффектом матэ».

Кстати, если кто-нибудь из наших читателей попробует повторить этот нехитрый опыт дома, мы обязательно опубликуем его результаты. Ну а пока рекомендуем почитать о том, как появляется на море одно редкое и опасное явление: «Физика "мертвой воды"».

По публикации Physics arXiv Blog