
«Думаю, однажды мы сможем стирать память, чтобы избавиться от последствий психологической травмы», — не без осторожности говорит американский профессор
Достичь этого удалось, подавляя активность специфического фермента, протеинкиназы (ферменты эти проводят фосфорилирование белков, тем самым меняя их пространственную структуру и активность), точнее говоря —
«Показано, что практически все процессы, связанные с работой памяти у улиток, равным образом работают и в мозгу млекопитающих», — комментирует Гланцман, добавляя, впрочем, что «человеческий мозг в этом смысле слишком сложен для прямых исследований». Нервная же система улиток довольно проста, и притом обеспечивает этих животных элементарными формами научения и памяти.
В данном случае речь шла о таком простом механизме, как
Ученые стимулировали улитку, подавая на ее хвост небольшое, но неприятное для нее напряжение. Легко себе представить, что если затем просто коснуться ее, улитка рефлекторно «вздрагивает» — такая реакция длится около 50 секунд. Подобное наблюдается даже спустя неделю после испытания, хотя и несколько короче, тогда как у улиток, не прошедших испытание, реакция длится не долее 1−2 секунд. Именно так проявляется нехитрая долговременная память улиток. Однако если ввести улитке ингибитор, подавляющий активность ПКМ, уже спустя сутки реакция возвращается к обычной. Память о пережитом буквально растворяется.
Интересно, что молекула ПКМ несколько отличается от других
Скорее всего, память связана с изменениями в мозговых синапсах, связей между нейронами, одни из которых усиливаются, другие же ослабевают. При работе долговременной памяти появляются новые синапсы между чувствительными и моторными нейронами. Возможно, ПКМ участвует именно в этих процессах, хотя и неясно, как именно. Так что теперь ученые намерены проверить, не будет ли подавление активности ПКМ приводить просто к распаду образованных синапсов.
По пресс-релизу
Самые интересные новости из мира науки: свежие открытия, фотографии и невероятные факты у вас на почте.