Экстремальное население: Сюрпризы Антарктиды

В Антарктиде обнаруживаются сотни новых видов микроорганизмов – и все они замечательно приспособлены к экстремальным условиям жизни. Включая экстремально высокую температуру и радиацию, казалось бы, невозможные в этих льдах.

«Мы обнаружили в общей сложности более 300 видов микроорганизмов, из которых около 70% ранее неизвестные», — говорит одна из авторов работы, исследовательница из Португалии Дженни Блейми (Jenny Blamey). Она — участница экспедиции ECA-47, организованной чилийским Институтом Антарктики, которая прошла летом 2010−2011 гг. Все это время команда Дженни Блейми провела в поиске экстремофильных микроорганизмов на льду и скалах Южных Шетландских островов — и результат вознаградил усилия ученых.

Как того и стоило ожидать, была обнаружена масса психрофилов (любителей пониженной, но не сильно, температуры, с оптимумом не ниже -10 ОС), а также галофилов (отлично чувствующих себя в среде с повышенным содержанием солей) и устойчивых к экстремальным значениям рН ацидофилов с алкалифилами. Все это интересно, но не ли стало сюрпризом для специалистов.

Куда более интригующим стало обнаружение неожиданно большого числа термофильных микробов (предпочитающих температуру повышенную, где-то до 50 ОС) и даже гипертермофильных (иногда их температурный оптимум превышает 80О С) — и это все несмотря на суровую ледяную обстановку! По мнению ученых, появиться здесь эти организмы могли лишь очень давно, когда климат Антарктиды был совсем другим.

Еще одной примечательной находкой стали бактерии Deinococcus, известные своей поразительной устойчивостью к радиации (подробнее о них читайте в заметке «Бактерия-супермен»). Они переносят дозы, в тысячи раз большие тех, что будут смертельными для любого другого организма. В данном случае трудно представить, почему именно они обитают здесь, под слоем вечного снега и льда толщиной в 15 м. С этой бактерией вообще много загадок — хотя бы в силу того, что в естественных условиях Земли такие дозы радиации вообще не встречаются, и происхождение этих свойств Deinococcus совершенно загадочно — что, конечно, стимулирует появление гипотез о внеземных корнях этих бактерий.

Помимо того, ученые впервые выделили бактерий-психрофилов, устойчивых к воздействию высоких доз ультрафиолетового излучения. Эта находка обещает принести массу пользы с технологической точки зрения: разобравшись в молекулярных механизмах этой естественной защиты бактерий, теоретически, можно будет создать и эффективные средства защиты для людей.