Темный спутник Солнца: Тюхе в вопросах и ответах

Среди данных, собранных орбитальным телескопом WISE, ученые намерены отыскать подтверждения существованию гипотетической огромной планеты на самых дальних границах Солнечной системы.
Темный спутник Солнца: Тюхе в вопросах и ответах

Не так давно американские астрофизики Джон Матис (John Matese) и Дэниел Уитмир (Daniel Whitmire) опубликовали работу, наделавшую очень много шума. В ней авторы предполагали, что на дальних границах Солнечной системы, в гипотетическом облаке Оорта — колоссальном скоплении ледяных обломков, откуда некоторые из которых прилетают и в наши края в виде комет — имеется «темный спутник» Солнца, тело, массой больше Юпитера. Эту возможную планету авторы назвали Тюхе, в честь греческой богини случая и удачи, подобной римской Фортуне.

По расчетам Матиса и Уитмира, свидетельства его существования должны обнаружиться в данных, собранных недавно завершившим свою работу спутником WISE. За почти полтора года работы на орбите этот телескоп 1,5 раза «просканировал» небо на 4-х длинах волн инфракрасной части спектра, собрав более 2,7 млн изображений космических объектов, от далеких галактик до астероидов и комет, после чего провел дополнительные наблюдения пояса астероидов и самых удаленных областей Вселенной еще на двух длинах волн. Анализ собранных им данных сегодня в самом разгаре — на апрель нынешнего года намечена публикация предварительных результатов, а полностью работа должна быть закончена в марте 2012 г. Но исследование продолжится и после этого срока.

А пока работающие с WISE ученые на днях ответили на ряд вопросов, особенно волнующих всю заинтересованную публику в связи с возможностью существования планеты Тюхе. Итак.

Когда анализ данных WISE позволит подтвердить или опровергнуть наличие Тюхе?

Пока что рано говорить о каких-то сроках. Понадобится, по крайней мере, пара лет — и тех данных, которые были собраны за первые 14 недель работы аппарата и которые должны быть опубликованы в апреле, вряд ли будет достаточно. Скорее всего, с большей определенностью ответить на вопрос можно будет лишь начиная с марта 2012 г.

Можем ли мы быть уверены в том, что если эта планета существует, наблюдения WISE ее обнаружат?

Это весьма вероятно, но вряд ли можно говорить со стопроцентной уверенностью, что WISE окончательно подтвердит или опровергнет существование Тюхе. Поскольку аппарат провел полный осмотр небесного свода, а затем, около полугода спустя, повторил наблюдения, он наверняка «заметил» изменения в положении такого крупного тела, если оно действительно имеется в облаке Оорта. Длины волн, на которых велось вторичное наблюдение далеких объектов — самых холодных и мелких звезд — хорошо подходят и для наблюдения тел, подобных предполагаемой планете Тюхе.

Если планета действительно имеется, почему до сих пор ее не обнаружили?

Она слишком холодна и далека, чтобы можно было бы увидеть ее в обычный телескоп. Лишь современные, сверхчувствительные ИК-телескопы способны заметить слабое тепловое излучение от нее, и лишь при наблюдении в нужном напраалении. WISE для этого вполне подходит.

Читайте и о другой гипотетической спутнице Солнца — уже почти полноценной звезде — «Ускользающая Немезида».

По пресс-релизу NASA JPL