Микробы и мозг: Скрытое влияние

Дурной характер? Медленно соображаете? Не вините себя – возможно, проблема не в вас, а в бактериях, населяющих ваш кишечник.
Микробы и мозг: Скрытое влияние

«Еще лет двадцать назад в ответ на предположение о том, что кишечная микрофлора способна оказывать влияние на работу мозга, можно было услышать лишь смех», — говорит шведский иммунолог Свен Петерсон (Sven Pettersson). За это время взгляды в биологии сильно изменились, в том числе — и взгляды на реальный масштаб взаимодействий между организмами, и на роль кишечной микрофлоры в нашем организме. Сегодня она считается не только полезным, но и жизненно важным его элементом. Некоторые даже предлагают считать этих микробов отдельной системой организма, наподобие пищеварительной, а нарушения их деятельности связывают с развитием множества заболеваний и расстройств, от ожирения до аллергии.

Связь между бактериальным населением кишечника и мозгом команда Петерсона начала изучать около 5 лет назад. Совместно с коллегами из Сингапура они обнаружили, что активность микрофлоры влияет на активность гена, участвующего в производстве серотонина, одного из ключевых нейромедиаторов нашей нервной системы. Впоследствии были поставлены другие эксперименты по теме — в частности, ученые сравнивали поведение мышей с нормальной микрофлорой, с мышами, ее лишенными. Сравнивалась также активность генов в различных областях их мозга.

Различия обнаружились по целому ряду параметров. «Безмикробные» мыши меньше испытывали страх, проводили на открытых пространствах больше времени, чем нормальные. Обычно, если мышь посадить в коробку с освещенными и темными отсеками, она будет укрываться в темноте. Но мыши без бактерий в кишечнике бесстрашно осваивают и светлые участки. Если таких самочек в период беременности «заразить» нормальной микрофлорой, ее отпрыски будут тоже будут иметь естественный микробный фон кишечника, и снова вернутся к типичным схемам поведения. Это, по мнению авторов работы, ясно говорит, что секрет поведенческих различий состоит именно в микробах.

Ну а рассмотрение биохимических особенностей и активности генов в определенных областях мозга показало, что у мышей, лишенных микрофлоры, быстрее идет распад связанных с тревогой нейромедиаторов (в частности, норадреналина и дофамина). В целом, различия в активности обнаружены у нескольких десятков работающих в мозге генов.

Кроме того, показано, что отсутствие микрофлоры отражается и в резко сниженных количествах белков, необходимых для созревания нервных клеток. Именно через них, по мнению авторов работы, микрофлора кишечника может влиять на процесс формирования мозга зародыша, а тем самым — и на всю его активность.

Кстати, подробнее о роли микрофлоры в жизни нашего организма — и о том, действительно ли нормализовать ее помогают рекламируемые продукты «с бифидобактериями» — вы можете прочесть в статье «Йогурт как биологическое оружие».