Нарастающая безопасность: Растения против терроризма

Трудно представить, но какая-нибудь гортензия вскоре может спасти множество человеческих жизней. Если генные инженеры и вправду «научат» растения обнаруживать взрывчатые вещества.
Нарастающая безопасность: Растения против терроризма

Картина аэропорта лет через десять: ничем не выдающий себя террорист проходит сквозь раздвижные двери, скрывая бомбу среди багажа на тележке. Он проходит мимо горшков с милыми деревцами и цветочками... которые тут же бледнеют, как полотно: белки, содержащиеся в их листьях, моментально среагировали на следовые количества взрывчатого вещества. Теперь может реагировать служба безопасности.

На самом деле, для этого генетикам не придется проводить никаких слишком серьезных перестроек в работе естественных механизмов растения, развитых в ходе эволюции для обнаружения и защиты от опасности. «Растение не может убежать или спрятаться, — говорит Джун Медфорд (June Medford), — если на него садится гусеница, оно отвечает с помощью имеющейся у него соответствующей инфраструктуры». К примеру, присутствие определенных химических следов жука, готовящегося приняться за лиственную трапезу, может стимулировать выброс терпеноидов, которые активизируют рост внешнего твердого слоя листа, укрепляя его.

Под руководством Джун Медфорд была создана компьютерная модель различных манипуляций с соответствующими рецепторами — прежде всего, для того, чтобы они реагировали на присутствие определенных взрывчатых или просто загрязняющих веществ. На компьютере ученые могут заранее просчитать взаимодействие рецепторного белка с молекулой лиганда, внести в его структуру небольшие оптимизации и затем «перевести» ее на язык ДНК-кода.

Работа эта столь многообещающа, что за последние годы проект Джун Медфорд получил более 10 млн долларов от различных оборонных и военных структур США. Проект ведется уже шесть лет, и теперь ученая с гордостью заявляет, что ее команда уже находится в 3−4 годах от финиша. Сегодня в их распоряжении уже есть модифицированные растения, белеющие в присутствии следовых количеств тротила, но для реальных условий они пока слишком чувствительны. Ожидается, что будущие модификации станут не только устойчивей, но и будут реагировать на различные количестве взрывчатых веществ с разной интенсивностью.

Есть и еще одна проблема, пожалуй, даже поважнее предыдущей. Дело в том, что нитрат аммония — не только популярная среди террористов основа для самодельных зарядов, но и очень распространенное удобрение. Сделать растение чувствительным к нему пока не представляется возможным, а ведь именно нитрат аммония является излюбленным у талибов (члены организации, запрещенной в России), да и взрыв, в 1995 г. устроенный Тимоти Маквеем в Оклахома-Сити, был проведен также с его помощью.

antonov_jus