Уважаемые родители! В следующий раз, прогоняя заигравшегося ребенка от экрана компьютера, подумайте дважды: установлено, что обычные «стрелялки» полезны для развития многих полезных способностей.

Говоря о видеоиграх в жанре Action (попросту говоря, «стрелялках»), профессор Дафна Бевелье (Daphne Bavelier) замечает: «Похоже, они далеко не так глупы». Действительно, проведенные ее группой исследования показали, что регулярная игра улучшает функции зрения, внимания, некоторые познавательные способности. И улучшения эти игроки демонстрируют и в реальном мире: в тестировании они показали лучшие результаты на скорость реакции, внимание, выполнение параллельно нескольких задач и т. д.

Например, если говорить о зрении, заметно улучшается контрастная чувствительность — т. е., повышается способность разделять небольшие переходы полутонов серого цвета. «А это весьма полезно при вождении автомобиля в густом тумане," - добавляет Дафна Бевелье.

Конечно, такие результаты тестирования еще не позволяют разобраться, где тут причина, а где — следствие. В конце концов, может, просто люди с повышенной контрастной чувствительностью показывают в «стрелялках» лучшие результаты. Как следствие, им больше нравится проводить время за этим занятием — и они это делают. Чтобы отбросить такую возможность, ученые набрали группу добровольцев и, проведя их через серию тестов на зрительные способности, на несколько недель засадили за игру. После этого тесты показали лучшие результаты.

Более того, по условиям после эксперимента люди не должны были играть даже дома в течение долгого времени, и зрение их проверялось снова и снова через каждые несколько месяцев. Удивительно, но эффект повышенной контрастной чувствительности сохранялся и два года спустя после экспериментирования.

Более высокие результаты показало и тестирование игроков на способность фокусироваться. В сравнении с теми, кто к видеоиграм не питает никакой страсти, они удерживали внимание лучше и меньше отвлекались переживаниями о предшествующих решению задачи событиях — и происходящим вокруг. Игроки легче переносили быстрый поток новой информации, быстрее переключались от одной задачи на другую. «Мы увидели, — говорит Дафна Бевелье, — что у обычного человека, не увлекающегося «стрелялками», при необходимости переключаться между задачами время реакции замедляется примерно на 200 мс, т. е. в среднем на 30%. А у геймеров — только на 10%».

Небезынтересные результаты в этой области получил и канадский профессор психологии Джей Прэтт (Jay Pratt), который исследовал гендерные различия в пространственном мышлении — способности мысленно манипулировать трехмерными объектами. Развитое пространственное мышление критически важно для множества сложных задач, но большинство женщин показывают в этой области худшие результаты, чем большинство мужчин. Однако если дать женщинам немного «пострелять» и побегать по лабиринтам (в игре, конечно), эта разница, по данным Прэтта, практически полностью исчезает. Улучшения зафиксированы уже после 10-ти часов игры.

Прэтт анализировал и другой аспект пространственного мышления — т.н. «полезное поле зрения», границы, в пределах которых мы активно воспринимаем зрительную информацию. Иначе говоря, «ширину охвата» нашего внимания. И в этой способности мужчины заметно превосходят женщин — так уж распорядилась природа — хотя, как показал канадский психолог, «стрелялки» позволяют женщинам заметно сократить разрыв.

Под конец заметим, что данные насчет улучшений, которые обещают игры, далеко не однозначны. Имеются результаты исследований и с совершенно противоположным результатом — мы приводили их в заметке «Игры с IQ».

По публикации NPR