Обретение ядра: Переходное звено

Обитающие в сточных водах бактерии могут помочь в поисках «недостающего звена» ранней эволюции жизни – этапа, на котором живые клетки некоторых организмов обрели ядро.
Обретение ядра: Переходное звено

Миллиардами лет бактерии — организмы одноклеточные, лишенные ядра, с одной-единственной кольцевой хромосомой, иначе говоря, прокариоты, — оставались единственной формой жизни на Земле. Первые клетки эукариот, ДНК которых был окружен дополнительной оболочкой клеточного ядра, появились лишь где-то 1,6−2,1 млрд. лет назад, и лишь затем эволюционировали в многоклеточные грибы, растения и животных, в том числе и нас с вами.

Считается, что первично это произошло путем слияния двух исходных прокариотических клеток. Однако, как и в некоторых других подобных «прорывных» этапах эволюции, ученые пока не могут окончательно выстроить непрерывную цепочку, через которую шли бы эти преобразования.

Лишь недавно опубликованная работа ученых из Ирландии и Германии демонстрирует, что такое слияние — вовсе не пустая выдумка, и действительно, этот механизм обнаруживается сегодня у современных бактерий. Исследования бактерий группы PVC, куда входят представители Planctomycetes, Verrucomicrobiae и Chlamydiae, обычные обитатели кислотной среды болот и отстойников водоочистных станций, иногда демонстрируют настоящую «промежуточную форму» между развитой прокариотической и простейшей эукариотической клетками. При этом они становятся крупнее, и деление их происходит реже, чем у обычных бактерий — если, скажем, обычная кишечная палочка при подходящих условиях делится каждые 20 минут, то у них цикл может занимать 1−2 суток.