Ученые проанализировали статистику использования велосипедов в городе: оказалось, на работу на них добраться можно куда быстрее, чем на автомобиле.

В 2005 г. во французском Лионе начала использоваться общественная система массового велопроката Velo′v: за небольшую плату можно взять велосипед с одной стоянки, после чего оставить его на другой. Проект стал таким популярным, что вскоре подобные «общественные велосипеды» стали появляться и в других городах Европы.

Хотя стоит сказать, что лионская Velo’v не была первой такой системой — но была спроектирована и устроена с большим умом, что и обусловило ее успех. В общей сложности в Velo’v включено 4 тыс. велосипедов и 350 остановок-парковок по всему городу.

Сами байки оставляются под присмотром электронных замков, они оснащены велокомпьютерами, а доступ к ним можно получить с помощью электронной карты участника системы. По мнению местных жителей, Velo’v буквально преобразила город — причем, в лучшую сторону, прежде всего — разгрузила транспортный поток. Ежедневно ее участники совершают около 16 тыс. поездок.

Все это предоставило ученым новую интересную возможность. Современные электронные системы велосипедов Velo’v ведут запись информации по каждой поездке, включая начальную и конечную станции и время поездки. И лионский исследователь Пабло Йенсен (Pablo Jensen) не упустил шанс выловить из этой статистики кое-что интересное.

Анализ охватил в общей сложности 11,6 млн поездок по Лиону, совершенных пользователями Velo’v с мая 2005 по декабрь 2007 г. Часть его результатов можно назвать вполне ожидаемыми: в среднем поездка длилась 14,7 минут, за которые средний велосипедист покрывал 2,49 км на средней скорости 10 км/ч. Эта скорость, кстати, соответствует средней скорости движения автомобиля в современном европейском городе с его плотным трафиком.

При этом скорость движения байкеров в будние дни в часы пик возрастала до 15 км/ч — т. е. выше, чем для автомобилей. А если учесть, что велосипедистам не требовалось искать парковку, то получается, что время, с которой они добирались из дома до работы, оказывается намного меньшим, чем если б они ехали на автомобиле.

Некоторые другие результаты анализа раскрывают и довольно неожиданные стороны «городского байкера», его наклонностей и привычек. К примеру, средняя скорость передвижения в час пик в среду постоянно держалась выше, нежели в другие дни недели, в том числе и в будни. Никаких изменений других факторов, приходящихся на среду, ученые не выявили, даже число автомобилей на дорогах было не большим и не меньшим, чем во вторник или четверг.

Йенсен с коллегами отнесли этот странный, на первый взгляд, момент с распространенной среди француженок традицией не работать по средам — этот день нередко отводится для общения с детьми. Соответственно, спешащие на работу мужчины на более свободных дорогах смогли развивать бОльшую скорость.

Показано также, что средняя дистанция поездки на велосипеде оказывается короче, чем при движении на автомобиле — даже если автолюбитель передвигается из той же точки в ту же, что и велосипедист. В отсутствие специальных велодорожек в Лионе это, видимо, объясняется большей свободой передвижения: велосипедист легко проезжает через дворы и срезает углы там, где автомобилисту приходится двигаться в объезд. Иначе говоря, велосипед — освобождает.

Ну а на наших заснеженных просторах особую свободу может дать уникальный канадский велосипед, оснащенный лыжей и гусеницей. Читайте о нем: «Апгрейд до танка».

По публикации physics arXiv blog