Клетки опухоли крайне непросто уничтожить. Их атакуют химиотерапией — и они вырабатывают устойчивость к препарату. Их удаляют хирургически — а они, вероятно, уже метастазировали в другие части организма. Теперь же обнаружилась еще одна неприятная «сверхсила» опухоли — способность самостоятельно организовать себе собственную кровеносную систему.
Снабжение опухоли: Вредные сосуды
Кровеносные сосуды в опухоли мозга у мышей сформировались из опухолевых клеток, полученных у больных людей

Влияние опухолевых клеток на клетки, формирующие кровеносные сосуды, было показано в серии экспериментах с глиобластомой, быстро развивающейся опухолью мозга, которая пронизана множеством тончайших кровеносных сосудов аномального строения.

Американские ученые во главе с Вивьен Табар (Viviane Tabar) получали от хирургов, удалявших подобные опухоли, образцы ткани, и затем исследовали возможные хромосомные аномалии клеток эндотелия, выстилающих эти странные кровеносные сосуды. В них обнаружились особенности, характерные для опухолевых клеток — а значит, по крайней мере часть из этих эндотелиальных клеток сами имеют опухолевое происхождение.

На следующем этапе клетки глиомы с помощью подготовленных антител были разделены на различные группы, и было показано, что те клетки, которые сформировали затем эндотелий новых опухолевых кровеносных сосудов, действительно происходят из самой опухоли, точнее говоря — из т.н. недифференцированных «стволовых раковых клеток».

И действительно, когда ученые вводили такие клетки в мозг подопытным мышам (с заранее подавленной иммунной системой), вскоре у них появлялась полноценная опухоль с собственной развитой кровеносной системой. Клетки сформировавшихся у мышей опухолевых кровеносных сосудов распознавались антителами к эндотелию кровеносных сосудов человека, что окончательно подтвердило их происхождение.

Словом, опухоль оказывается удивительно многоплановым образованием, едва ли не отдельным паразитом в организме больного, даже способным к образованию собственной, условно говоря, «кровеносной системы». Этот удивительный факт может частично объяснить поразительную жизнестойкость опухолевых образований.

Читайте также о том, как клетки-«предатели» заводятся в организме и скрывают раковую опухоль от атаки его иммунной системы: «Опухоль-невидимка».

По публикации ScienceNOW