Читать и писать люди научились всего-то 5 тыс. лет назад, а массовыми эти навыки стали совсем недавно. За это время вряд ли могли произойти заметные эволюционные прорывы в структуре мозга, и в своей нейрофизиологической основе чтение должно использовать какие-то пути, появившиеся и развившиеся для выполнения других целей. Какие же именно?
Урок чтения: Мозг и его структуры
При чтении происходит активация сразу нескольких областей мозга

Разобраться в этом вопросе решила большая команда исследователей из Франции, Бельгии, Португалии и Бразилии во главе с известным нейрофизиологом Станисласом Деэне (Stanislas Dehaene). Ученые отобрали 63 добровольца, из которых 31 обучились чтению в детстве, 22 — во взрослом возрасте и 10 были неграмотными, и снимали данные об активности их мозга в различных обстоятельствах.

Обе читающие группы в ответ на письменный текст демонстрировали повышенную активность сразу в нескольких областях мозга, отвечающих за обработку зрительной информации и восприятие речи на слух. Обратившись к результатам предыдущих своих исследований, ученые предположили, что одна из этих областей, расположенная в месте схождения левых затылочной и височной долей, для чтения особенно важна.

Словом, все выглядит совершенно логично: чтение полагается на те структуры мозга, которые появились намного раньше самого чтения и отвечают за обработку зрительной информации и восприятие речи. Но интересно, что это расширение круга обязанностей не проходит даром. К примеру, в ответ на показ изображения человеческого лица именно неграмотные добровольцы демонстрировали наибольшую активность в коре левых затылочной и височной долей, а минимальную — те, кто обучился чтению в детстве.

По мнению ученых, это результат настоящей конкуренции между различными задачами за пользование общими ресурсами определенных регионов мозга. Так что же, читающие люди хуже распознают лица? Пока сказать трудно, хотя Станислас Деэне не склонен так думать, он, все же, проводит необходимые эксперименты.

Отдельный интерес привлекает именно область в месте соединения левой затылочной и височной долей мозга, проявляющая наибольшую активность при чтении. Видимо, она играет в нем какую-то особую роль, ведь даже у взрослых, мозг которых изменяется все более неохотно, при обучении чтению она меняется довольно заметно.

Кстати, вопреки расхожему мнению, пользование Интернетом нисколько не снижает умственные способности. Даже наоборот — «Компьютеры полезны».

По публикации ScienceNOW