Орбитальный гамма-телескоп Fermi обнаружил нечто удивительное: пару огромных пузырей, словно вырастающих из центра нашей галактики.

От верхней точки до нижней «пузыри» простираются на 50 тыс. световых лет, т. е. практически равны радиусу всего диска галактики, хотя и ориентированы перпендикулярно ему
Так «пузыри» выглядят на гамма-картине неба, полученной зондом Fermi
Спектр фотонов, испущенных «пузырями», отличается высоким уровнем энергии в сравнении с гамма-лучевым фоном

Каждый из пузырей простирается на дистанцию около 25 тыс. световых лет вверх и вниз над изогнутой плоскостью Млечного Пути — возможно, это все, что осталось от случившегося в далекой древности мощного выброса материи из окрестностей сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре галактики. Однако, как подчеркивает один из авторов находки, «мы не представляем их природу и происхождение».

Если б мы, подобно орбитальному аппарату Fermi, могли видеть небо в гамма-лучах, для нас эти пузыри протянулись бы больше чем на половину небесного свода, охватывая пространство от созвездия Девы до Журавля. Судя по всему, им уже много миллионов лет — по крайней мере, к такому выводу пришли ученые, обнаружившие их в ходе анализа представленных для свободного использования данных, собранных бортовым телескопом Fermi LAT, самым чувствительным орбитальным гамма-лучевым телескопом в истории.

Судя по всему, до сих пор эта структура оставалась невидимой просто из-за своего рода «гамма-тумана», закрывающего значительную часть неба — он, в общем-то, представляет собой неотъемлемую часть всей Вселенной, ведь эти «слепящие» лучи испускают любые частицы, движущиеся с околосветовыми скоростями, в результате взаимодействия с фотонами и просто частицами межзвездного газа и пыли в галактике. Анализируя данные телескопа LAT, ученым приходится прибегать к новым изощренным алгоритмам, позволяющим избавиться от пелены этого «тумана». В результате им и открылись эти удивительные «пузыри».

Теперь предстоит еще более сложная работа по установлению их природы и происхождения. Излучение, приходящее от «пузырей», несет намного более энергетические фотоны, нежели тот же «гамма-туман», интересны и довольно резко очерченные границы этой структуры. Предварительно можно сказать, что их могло породить некий крупный и быстрый выброс энергии, источник которого, впрочем, остается загадочным.

Им мог являться джет — релятивистская струя, узконаправленный, быстрый и мощный выброс материи, вырывающийся их центров черных дыр (в данном случае — из центра сверхмассивной черной дыры, расположенной в самом сердце Млечного Пути). В самом деле, во многих других галактиках астрономы не раз фиксировали появление подобных джетов, и если нет свидетельств тому, что сегодня «наша» черная дыра такой джет выбрасывает, ничто не мешает ей иметь его в прошлом.

По информации NASA Fermi