Обнаружено едва ли не самое большое скопление из всех известных, объединяющее сотни галактик с совокупной массой порядка 800 триллионов солнц.

Комбинированное ИК/оптическое изображение огромного скопления галактик в 7 млрд световых лет от нас; масса его оценивается в 800 трлн. солнечных масс. Желтыми кружками отмечены более древние галактики, синими — молодые. Видимые размеры изображения — 4х4 угловые минуты
Тот же участок неба в видимых лучах; из-за огромного расстояния скопление практически невидимо и до сих пор не было замечено, пока ученые не начали использовать в поисках новую технику — анализ искажений микроволнового фона, вносимых такими крупными объектами

«По массе это скопление галактик можно назвать чемпионом, — говорит один из авторов находки, гарвардский астрофизик Марк Бродвин (Mark Brodwin).

Скопление расположено в южной полусфере, в созвездии Живописец, примерно в 7 млрд. световых лет от Земли. Заметим, что видимая нам картина скопления, соответственно, относится ко времени 7 млрд. лет назад — тогда, когда Вселенная была вдвое моложе, чем сегодня, а Солнечной системы еще не существовало вовсе.

Тем более удивительно, что уже в те годы размеры его были сравнимы с таким огромным скоплением, как Кома в созвездии Волосы Вероники. А за прошедшее с тех пор время оно должно было вырасти еще, по меньшей мере, вчетверо. Так что если бы мы могли увидеть это скопление галактик в его реальном сегодняшнем виде, мы наверняка бы убедились в том, что его можно считать крупнейшим в известной нам Вселенной.

Такие объекты — отличный инструмент для исследований темной материи и темной энергии, субстанций весьма таинственных, но, по современным теориям, играющих ключевую роль в формировании крупномасштабной структуры Вселенной. Некогда, когда мироздание было намного более компактным, силы гравитации, быстро ослабевающие с расстоянием, играли в нем намного более серьезную роль, чем сегодня.

Области, случайно оказавшиеся более плотными, притягивали все большее количество вещества. «Как говорят, что богатые богатеют, а бедные беднеют, так можно сказать, что массивное делалось еще массивнее», — остроумно объясняет один астроном. По мере расширения Вселенной (возможно, под влиянием темной энергии, противодействующей гравитационному притяжению) она становится все более разреженной и новые скопления галактик сегодня сформироваться уже не могут.

К слову, основной задачей исследования, в ходе которого было обнаружено это скопление как раз и является поиск и характеристика максимального числа скоплений с тем, чтобы по их характеристикам судить о процессе расширения Вселенной, его скорости, противостоянии гравитации и темной энергии, феномена совершенно загадочного и вообще неясно, существующего ли… Впрочем, вы можете прочесть о некоторых — пока очень осторожных — заявлениях о том, что «следы» темной энергии все-таки обнаруживаются во Вселенной: «Танец 13-ти тысяч галактик», «То, чего не может быть».

По пресс-релизу Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics