Фобос, сын Марса: Прояснение происхождения

Названный в честь сына бога войны спутник Марса, похоже, действительно, является плотью от плоти Красной планеты.
Популярная механика
Популярная механика редакция

Фобос, больший из двух спутников Марса, внешне слишком напоминает астероид, комковатый, рыхлый, продолговатый и совсем небольшой (средний радиус его составляет всего 11 км). В том числе и из-за этого происхождение Фобоса долгие годы остается невыясненным. То ли это действительно астероид, пролетавший слишком близко от планеты и захваченный ее притяжением. А может, некогда удар колоссальной силы выбил из Марса миллиарды тонн вещества, которые, выброшенные на орбиту, затем сформировали Фобос — словом, так, как это, скорее всего произошло с Луной, по широко распространенной сегодня Теории гигантского столкновения.

В последнее время все больше свидетельств говорят в пользу именно второй версии. Новые доводы этому появились после нового исследования структуры и состава Фобоса, проведенного с помощью европейского зонда Mars Express. Он показал, что несмотря на внешнюю схожесть, химический состав спутника совсем не характерен для астероидов. Зато немало минералов Фобоса обнаруживаются также на Марсе.

В частности, были обнаружены водородсодержащие филлосиликаты, образование которых требует присутствия воды — ранее они были найдены и на самом Марсе. Формирование этих минералов на Фобосе крайне маловероятно, ведь для этого спутник должен обладать каким-то мощным источником тепла, способным поддерживать существование воды в жидкой фазе. И куда более реалистичным выглядит вариант с образованием филлосиликатов сперва на Марсе, чтобы лишь затем они оказались на орбите и вошли в состав Фобоса.

Даже плотность спутника (около 1,86 г/см3) заметно ниже, чем это свойственно астероидам. Структурно он напоминает губку, полости которой занимают от 25 до 45 процентов его объема. Впрочем, об исследованиях плотности и структуры Фобоса применительно к его происхождению мы как-то уже рассказывали («Природа страха»).

Губчатую структуру спутника подтверждают не только наблюдения. По расчетам ученых, если б он был действительно плотным однородным телом, он бы не пережил мощного столкновения, которое привело к появлению на нем крупного кратера Стикни, диаметр которого достигает 10 км, едва ли не половину размеров Фобоса. В конце концов, если б это был необычный пористый астероид, он, как считают астрономы, не смог бы сохранить целостность в ходе захвата притяжением Марса и развалился на куски.

Зато пористая и комковатая структура полностью согласуется с ударной версией происхождения Фобоса. Столкновение с каким-то крупным небесным телом выбило с поверхности Марса большие объемы вещества. Обломки и фрагменты эти частью достигли орбиты, где спустя долгие годы притянулись друг к другу и, «слипнувшись», образовали такой губчатый и неоднородный спутник.

Наконец, и орбита Фобоса (как и у его младшего собрата Деймоса) для астероидной гипотезы слишком округла и слишком близка к экватору Марса; в случае захвата астероидов орбиты их вокруг оказываются куда менее упорядоченными.

Словом, имеется все больше доводов, позволяющих склониться к «ударному» происхождению спутников Марса. Однако точка в этом вопросе еще вовсе не поставлена. Возможно, это удастся долгожданной российской миссии «Фобос-Грунт», которая должна стартовать к спутнику Марса в будущем году и доставить с него на Землю образцы вещества.

По публикации Space.Com